Найти в Дзене

Блудливый Вавилон: почему город стал символом безнравственности?

Вавилон вошел в историю как величественный город, прекрасный снаружи, но прогнивший внутри. Город жестоких Навуходоносоров и беззаботных Валтасаров, окруженных изнеженной знатью, утопающей в богатстве и роскоши. "Матерь блудниц и всей пакости земной", библейский символ порока, безнравственности, греха, идолопоклонства и т.д. Гордый богоборец, дерзнувший строительством башни бросить вызов Создателю. Поэтому "Мене, мене, текел, упарсин" - заслуженный приговор нечестивому Вавилону. Вот уже двадцать пять веков такой нелицеприятный образ неотделим от древнего города. Почему же он сложился и насколько он правдив? Реальный Вавилон ближе к своему концу действительно был крупнейшим центром Востока. Здесь бурно развивались торговля, ремесло, культура и наука, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор. С подвластных территорий сюда текли награбленные богатства, налоги и дани. Это был многолюдный и шумный мегаполис с мощными стенами, прекрасными храмами-зиккуратами, царскими дворцами

Вавилон вошел в историю как величественный город, прекрасный снаружи, но прогнивший внутри. Город жестоких Навуходоносоров и беззаботных Валтасаров, окруженных изнеженной знатью, утопающей в богатстве и роскоши. "Матерь блудниц и всей пакости земной", библейский символ порока, безнравственности, греха, идолопоклонства и т.д. Гордый богоборец, дерзнувший строительством башни бросить вызов Создателю. Поэтому "Мене, мене, текел, упарсин" - заслуженный приговор нечестивому Вавилону.

Вот уже двадцать пять веков такой нелицеприятный образ неотделим от древнего города. Почему же он сложился и насколько он правдив?

Реальный Вавилон ближе к своему концу действительно был крупнейшим центром Востока. Здесь бурно развивались торговля, ремесло, культура и наука, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор. С подвластных территорий сюда текли награбленные богатства, налоги и дани. Это был многолюдный и шумный мегаполис с мощными стенами, прекрасными храмами-зиккуратами, царскими дворцами-сокровищницами и роскошными многоэтажными особняками богатых домовладельцев. Здесь располагалось одно из семи чудес света - знаменитые Висячие Сады. Но за блеском и великолепием дворцов скрывалась неприглядная жизнь нищих трущоб. Вавилон славился своими злачными местами - публичными домами, притонами и сомнительными трактирами со всеми вытекающими.

Образ "вавилонской блудницы" возник не на пустом месте. Изначально проституция в Вавилоне существовала как религиозный ритуал. Во время церемоний по случаю главного вавилонского праздника Нового года специально отобранная жрица храма богини Иштар должна была вступить "священный брак" с царем. Это обеспечивало плодородие земли, процветание семьям, приплод стадам. Простой народ же вместе с низшими жрицами, завершал акт бракосочетания божественной пары развесёлыми оргиями.

Постепенно священный ритуал превратился в бизнес, приносящий доход храму. Любой "поклонник богини Иштар" мог прийти и проводить подобный ритуал сколько угодно, пока не кончатся деньги. Хотя вавилонянин мог иметь только одну законную жену, содержать рабынь-наложниц или обращаться к храмовым проституткам ему ничего не мешало.

-3

Древнегреческий историк Геродот описывал другой вавилонский религиозный ритуал, по которому все девушки были обязаны один раз в жизни в храме Мелитты отдаться чужестранцу за деньги, причём за любую, даже самую скромную сумму.

Религиозная проституция, таким образом, выродилась в обычную и приводила к серьезному нравственному падению в целом. Римский историк Квинт Курций Руф так описывает развращенные нравы Вавилона:

"Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими. И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери"

Также большую роль в формировании образа города, как вместилища всевозможных пороков, сыграли политические противники вавилонской монархии - жители Иудеи, насильственно уведенные в Вавилон. Эти события и вид деградирующей цивилизации произвели на пленных иудеев такое неизгладимое впечатление, которое они передали остальному человечеству.

Падение Вавилона с ненавистью предрекали пророки Исаия и Иеремия. Великой блудницей, жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу Вавилон предстаёт в Откровении Иоанна Богослова. Во время вавилонского пленения появилась и легенда о столпотворении, а после о пире Валтасара. Христианские богословы называли Вавилон местом рождения Антихриста, ибо более нечестивого места они и представить себе не могли.

Реальное разложение Вавилона оказалось к тому же облачено в мифологию. Так и получилось, что Вавилон вошел в историю как крупнейший и богатейший город мира, где великолепие и роскошь уживались с нищетой, развратом и безнравственностью.

Понравилась статья? Буду благодарен каждому лайку!
Мой ТГ-канал: https://t.me/history_rpt