Все привыкли, что комикс - это нечто развлекательное. Бетмен, супермен, человек-паук, женщины с идеальными фигурами с крыльями и без, пуленепробиваемые мужчины в трико, плащах, без плащей, но все равно в трико. Много картинок, мало текста, еще меньше смысла. Супергерои спасают всех, и даже котиков с деревьев. Борются с такими же супер злодеями, и все это настолько удалено от реальной жизни, что напоминает сферического коня в вакууме.
Но вот Whatchmen не про это. Совсем.
Альтернативный 1985-ый год. Холодная война в полном разгаре, Вот уже десять лет как запрещена деятельность супергероев. Официально. Но все таки некоторых из них правительство продолжает использовать на тех или иных проектах.
Без пяти минут апокалипсис.
И в этом мрачном безумии мира в окно выходит один из героев - пенсионеров. Комедиант. Но как выясняется - в форточку он вышел не по доброй воле, так что его встреча с асфальтом была убийством.
Ну умер и умер, что такого? И действительно, бывшие члены супер геройской команды не придают этой смерти особо значения, лишь формально соблюдая приличия присутствуя на похоронах. За одним исключением.
Роршах, единственный из супергероев, что продолжил бороться с преступностью, начинает расследование.
То ли в память о славных деньках, когда супергерои стояли плечом к плечу на страже закона, то ли из-за странного предчувствия, что все это не просто разбойное нападение или месть старых недругов.
Столько философии от нарисованных персонажей в уродливых масках и костюмах (больше подходящих для безумного карнавала - вычурных, несуразных, порой даже пошлых) не всегда может выдать даже хороший драматический фильм. Самые грязные стороны жизни, прикрытые деловыми костюмами, короткими юбками, трико, плащами, дорогими машинами, отцензурированными репортажами...
Словно мимоходом перед зрителем ставится масса вопросов на социальные, философские, политические темы. Взаимоотношения мужчины и женщины. История и роль личности в ней. Что есть безумие и кого можно назвать безумцем. Кто такой Бог?
И что делать, если бездна смотрит на тебя через глаза всех встречных людей?
И пусть вас не смущает, что это "мультик". Все чертовски глубоко, серьезно и порой даже чересчур реалистично. Жестокий, безумный мир. Так что беременным женщинам, детям и тонко духовно организованным котикам смотреть не рекомендуется.
- Вчера конец света так и не наступил.
- Ты в этом уверен?
Графика и рисовка больше напоминает рисовку комиксов. Рубленные штрихи, диалоги "в облачках". Раскадровка - словно переворачиваешь страницы.
Выдумка отлично сочетается с реальной историей времен войны во Вьетнаме. Превосходно передана атмосфера большого города - от затхлых трущоб, до сияющих небоскребов.
И все это сдобрено отличным финалом.
После просмотра остается неоднозначное послевкусие. В этом мире нет места идеализированным классическим супергероям. Мир жесток, узколоб, испорчен, отравлен. Вместо палки-копалки у человечества появилась ядерная бомба. Но вот образ мысли мало отличается от тог, что был у полудиких предков, завернутых в шкуры - убить, захватить, завладеть, подчинить....
Чем не философский трактат?
Классика. Для меня Watchmen стали классикой жанра комиксов.
И как PS:
Дневник Роршаха 27.10.1985
«Я как-то слышал анекдот: «Мужчина приходит к врачу. Жалуется на депрессию, говорит, жизнь груба и жестока, что он чувствует себя одиноким в угрожающем мире. Врач предлагает простой рецепт: «Великий клоун Пальячи сегодня в городе, сходите, это вас подбодрит». Мужчина взрывается слезами. «Но доктор», — говорит он — «Я и есть Пальячи»
Хороший анекдот.
Всем смеяться.
Барабанная дробь.
Занавес…»