В моей жизни было три страны: СССР, страна девяностых годов и страна нынешняя. Есть робкие надежды на четвертую в недалеком будущем.
Мой рассказ о калейдоскопе событий нескольких дней и переплетении судеб.
Пролог.
Время событий: осень 1992года.
Действующие лица: бизнесмен, водитель самосвала и рабочие, директор автобазы, инспектор ГАИ, управляющий казино, "братки" и персонаж, от чьего имени ведется рассказ.
Место событий: Саратовская область.
Это было время простых решений, но сложных в исполнении. В магазине нет продуктов - иди на базар, но там всё дико дорого. Не можешь жить на зарплату - начни торговать, но можешь потерять не только деньги. На сто долларов семья из трех человек могла жить два месяца, а с экономией - и три - поди добудь эту сотню...
Бизнесмен Андрей раньше других научился "работать" на бюджетных деньгах. Нет он не был особо крупным дельцом, но на своем районе чувствовал себя уверенно. У него под боком даже была небольшая бригада братков на "девятках". Сам Андрей, как и полагалось, передвигался на иномарке, и в какой-то момент захотелось ему сменить её на более роскошную.
С просьбой пригнать ему машину получше он обратился к драйверу Володе, знавшего его через друзей. Владимир ему пригнал первую машину, и даже брал его с собой в поездку в Швейцарию. Владимир будет в центре этого рассказа.
Итак, Андрей расстался с внушительной суммой в баксах, а Владимир взял её, чтобы:
сохранить деньги, получить швейцарскую визу и вылететь в страну и провезти с собой валюту через границу, там найти подходящую машину, оформить сделку и повесить на машину номера, провезти её через все границы неповрежденной, растаможить и передать в руки.
Обычно это занимало примерно две недели жизни. Легко было деньги дать и совсем нетрудно взять, но с момента передачи начинались многочисленные риски и угрозы утратить не только деньги, но и свое здоровье, а то и жизнь.
На всех этапах требовалась большая продуманность и осторожность. Наш рассказ о том, что иногда сама судьба вмешивается в людской промысел.
Дорога.
... Пути оставалось всего триста километров до дома. Позади были поломка и недельное зависание в Австрии из-за ремонта, двух суточное стояние на границе с Польшей и долгая дорога, в которой было много волнений и мало сна.
Драйвер остановился в укромном месте, чтобы залить бензина. В багажнике взял последнюю полную канистру, пустые другие занимали все багажное пространство - он их раздаривал знакомым по прибытии домой. Тридцати литровые пластиковые канистры из-под моющих средств его научил "заимствовать" ночью с автомобильных моек самообслуживания Цюриха один знакомый - кто знает, может там только спасибо говорили, что кто-то увозил мусор.
Поднялся ветер, и Владимир, заслоняя собой струю бензина в воронку, вдыхал приятный запах и думал о том, что вот даже запах бензина у загнивающих вкусный, а у нас не то что запаха, самого бензина нельзя купить свободно. Стал накрапывать дождь, холодало - ноябрь, что тут еще можно было ожидать от погоды.
Дорога резво бежала под колеса, работал круиз-контроль, и можно было расслабиться и подумать. Совсем недавно возле своего дома расстреляли близкого друга Володи - это было первое резонансное и дерзкое убийство в городе. Они были близки, и он сам мог оказаться вместе с другом на том месте и в тот час. После трагической истории драйвера преследовала мысль, что дух погибшего друга постоянно с ним, читает его мысли и сравнивает узнанное о нём с его прежними представлениями. Владимир часто мысленно стал разговаривать с ним, образ друга стал для него некой сторонней совестью. Нет, наш герой был далек от мистики, но некоторая привычка увязывать события в причинно-следственную связь у него появилась.
Дождь перешел в ливень. Впереди на дороге показался попутный Камаз, гружёный щебнем - драйвер отметил для себя его вызывающе большую скорость. Ухабистая дорога не позволяла его быстро обогнать, и машины ехали некоторое время рядом. Владимир вдруг увидел свою роскошную машину и себя в ней глазами работяг в кабине грузовика, стал представлять, что те могут думать и чувствовать - выходило, что ничего хорошего. Драйвер решил оторваться от неприятных мыслей и этого грузовика, нажал на газ, наплевав на ямы и кочки, и обогнал грузовик. Но теперь иномарка оказалась прямо на линии недобрых, как ему мнилось, взглядов, их чувствовала его спина, несмотря на увеличивающуюся между автомобилями дистанцию.
Дорога перешла в затяжной спуск, в конце которого виднелась огромная, стремительно приближающаяся лужа. С её противоположной стороны тоже с горки двигался навстречу грузовик, и была опасность встретиться с ним прямо посреди лужи. Драйвер стал притормаживать, пытаясь определить, кто первый подъедет к воде, рефлекторно глянул в зеркало заднего вида и увидел тремя кадрами сознания стремительно нарастающее оранжевое пятно кабины Камаза.
Авария.
Удар! В следующее мгновение его машина влетела в воду он зажмурился и закричал, вцепившись руками в руль, чувствуя, что куда-то летит, и всё ждал удара и боли.
Владимир открыл глаза, когда почувствовал, что все уже случилось. Оглянулся назад - задней части седана не было. Самое удивительное, что продолжала играть музыка, и дождинки свободно падали на диффузоры динамиков и прыгали блестящими шариками в такт басам - сетки динамиков и заднее стекло было выбито ударом. Лобовое стекло было в трещинах, но не рассыпалось, так как было армировано тонкой проволокой системы подогрева против обледенения. Мотор не работал - сработала аварийная система - дворники стояли, грязь на стекле мешала что-либо разглядеть. В левом нижнем углу стекла образовалась дыра, в ней торчал угол капота.
Драйвер пошевелил своими руками ногами - немного болела левая ступня. Ура, он был цел! Владимир открыл дверь и увидел, что машина стоит поперек дороги прямо в центре бегущей реки, стекающей с высокой насыпи строящейся дороги и убегающей вниз в овраг - вода лишь чуть чуть не доставала до порога. Прямо по ходу движения в десяти метрах лежал перевернутый Камаз, щебень высыпался на дорогу. Из кабины, извиваясь, выползали на дорогу люди. Володя полу-высунулся из салона и посмотрел назад через крышу: сзади за пределами лужи стоял Камаз с автобусом на жесткой сцепке - у автобуса не было заднего моста с колесами! Вова перевёл взгляд на перед своей машины и обомлел: левую часть передка иномарки словно откусил огромный крокодил вместе с колесом и подвеской.
Пока он озирался, к краю лужи подошли трое седоков Камаза и встали рядком. Мимо их ног, журча, текла настоящая мутная река, пузырясь от дождя. Владимир возбужденно крикнул им слова из анекдота: "У вас когда-нибудь Форд был?" - те покачали головами - " Ну, теперь будет!"
На верху насыпи остановился автобус, из него высыпали люди. Чудом уцелевший водитель иномарки оставался в машине, его трясло от от холода и пережитого. По-прежнему работающая аудиосистема дополняла обстановку голосами Gipsy Kings: "Bamboleo, Bambolea!..." Вскоре на верху остановилась машина ГАИ и оттуда донеслось: "Трупы есть?" - после чего машина умчалась прочь. Время потянулось мучительно долго. Дождь не прекращался, становилось все холоднее.
Наконец приехал экипаж ДПС и подъемный кран - стали растаскивать битые машины, перевернули Камаз. В суматохе двое седоков грузовика незаметно залезли в кабину, завели мотор и уехали с места аварии. Разволновавшегося Вову гаишник успокоил: "Пусть бегут, водитель-то остался, у меня в машине сидит."
Всё это время дождь не прекращался, и Владимир, одетый в легкую шелковую куртку, промок до нитки и окоченел. Он стоял, и думал о том, что пустые канистры в багажнике и крепкая конструкция автомобиля спасли ему жизнь, и что было бы, если бы Камаз со щебнем проехался бы по нему, или накрыл сверху.
Потом было долгое оформление аварии в ГАИ районного центра, взятие проб крови - водитель Камаза оказался пьян. Правда, выяснилось, что он в итоге спас драйвера от неминуемой гибели. Дело в том, что шофер уступил руль грузовика своим знакомым рабочим, тоже пьяным, и когда увидел неминуемость столкновения, успел в последний момент рвануть руль в право. Поэтому удар пришелся по касательной, придав машине вращение, а сам Камаз ударился об насыпь и перевернулся. Иномарку бросило под колеса буксируемого автобуса, что только усилило вращение - отсюда было ощущение полета.
Смертельные ножницы страшно щелкнули, но пощадили на этот раз.
"Что с тобой делать?" - озадачился гаишник Олег после оформления аварии, немного подумал и скомандовал - "Ко мне поехали!" Он привез Вовку прямо к своей натопленной бане. В предбаннике стояла центрифуга для сгона мёда, пол заставлен рамками с сотами. Драйвер прошел в сауну, разделся и разложил свои мокрые тряпки сушиться. Вместе с теплом к нему возвращалась жизнь, он перестал трястись - ему казалось нереальным: яркий свет, жара и сухость, уют замкнутого пространства. После первого захода Олег дал ему плошку мёда и наказал намазаться им, а потом - снова в сауну. Уже за полночь Олег отвел Владимира в свой дом и уложил спать.
Управляющего казино тоже звали Владимир. Он выехал в ночь с сумкой денег, выручкой смены. Накануне ему позвонили и сказали, что случилась авария, и его друг в беде. Воображение управляющего рисовало ему картины одна ужасней другой: он почему-то сразу решил, что его друг кого-то сбил насмерть. Сто километров он проехал на предельной скорости, потом долго плутал по райцентру, пока не нашел нужный дом. Встреча с другом, ничего не понимающим спросонья, недолгий разговор с гаишником - и вот уже друзья рассекают ночь фарами девятки по дороге в Саратов. Впереди встреча с семьей, и не хочется думать о том, как придется разгребать последствия аварии.
Развязка.
Заказчик стоически принял известие о разбитой машине. Накануне у него ограбили склад, он и так был на нижней планке отрицательных эмоций. Машина не подлежала восстановлению, и надо было как-то получать деньги с виновных. Самый простой и стандартный в те дни способ заключался в передаче решения вопроса прикормленной бригаде специальных хлопцев. Был назначен день выезда на Энгельскую автобазу в составе драйвера и бригадира Валеры с двумя подручными.
Когда подошел срок, компания ввалилась в приемную гендиректора автобазы и , минуя секретаря, прошла прямо к нему в кабинет. В типовом помещении стоял длинный стол, его возглавлял крупный мужчина в костюме и галстуке - не было сомнений, что это и был директор. Увидев входящих, он сразу встал, поднял руки ладонями от себя и громко стал говорить: "Мы всё заплатим! Только не надо волноваться! Всё заплатим!"
Такой поворот событий был довольно неожиданен, но никто из вошедших не подал виду. Все устроились за столом и предъявили для возмещения каталожную цену нового автомобиля - директор даже не пытался её оспаривать, хотя разбитый автомобиль был не новым. Позднее удалось узнать о причинах его сговорчивости. Оказывается днями раньше он попал под сильный пресс бандитской группировки тоже за разбитый автомобиль, и у него уже был закреплен рефлекс на бритоголовых парней в спортивной одежде.
Далее события развивались довольно быстро: деньги предприятия были переведены в адрес Андрея, разделены разными долями между ним, драйвером и Валерой. Владимир получил причитающуюся ему сумму за перегон. Коммерсант отправил деньги безналом в Москву для конвертации и потерял значительную их долю из-за скачка курса. Как тут не подумать, что его потери были запланированы космосом.
Эпилог.
Прошло уже почти тридцать лет с той поры. Коммерсант Андрей не вписался в конкурентный бизнес, обанкротился и работает водителем ГАЗели.
Гаишник Олег пошел на повышение, поработал начальником РОВД и ушел на пенсию. Проезжая райцентр, Владимир некоторое время передавал ему приветы через инспекторов ДПС.
Бригадир Валера пропал из вида, и его судьба не известна.
Казино закрыли, теперь там магазин Магнит, бывший управляющий работает строителем.
А драйвер Владимир прожил несколько жизней, уцелел в передрягах и спокойно вышел на пенсию, хотя и продолжает трудиться: преподает тайчи.
Вы спросите, а какова тут мораль? За всех персонажей не отвечу, знаю только, что Владимир уверен в том, что он остался жив в той аварии, потому что стремился жить и думать правильно, сверяя себя: "А что бы сказал мой друг?..."
Мир вам!