1 Емкость рынка
Логика очень простая, чем больше емкость рынка - то есть, чем больше выручка компаний в денежном эквиваленте, тем интереснее рынок для старта. Но это логика.
На самом деле, я сначала больше отталкиваюсь от интереса и потом уже смотрю на емкость. Если есть интерес и рынок с достаточной емкостью, то его уже стоит рассмотреть более детально. Какая емкость является достаточной? В целом, есть общее мнение, что емкость желаемого рынка должна быть от 100 млн $, те от 6 млрд рублей в год.
2 Без особых требований
Какие лицензии или сертификаты нужны, чтобы стартовать? Ищу рынок без надобности оформления сложных лицензий и сертификатов.
3 Сложность запуска
Сколько времени и денег нужно для старта? Чем меньше, тем - лучше.
4 Перспективы развития
Ответ на вопрос, во что можно вырасти через 5 лет? По выручке? За счет чего?
5 Жизненный цикл клиента
Сколько раз в год клиент покупает? Каждый месяц или это вообще разовая история? Конечно, чем более постоянный спрос, тем лучше. Это значит, что набрав клиентскую базу, уже можно обеспечить какой-то минимальный месячный доход.
6 Средняя сумма сделки
Вытекает из предыдущего пункта. Чем меньше жизненный цикл клиента, тем выше должен быть чек, чтобы окупать затраты на привлечение.
7 Цикл сделки
Деньги сразу или ждать? Если ждать, то сколько? На данном этапе я рассматриваю короткий цикл. Главная задача на старте - выжить. Проекты с длинным циклом сделки первое время живут на инвестиции. Инвестиций - нет )
Является ли большой рынок более конкурентным?
Безусловно. Но чем больше денег в рынке, тем больше вероятность, что ты сможешь на себя оттянуть какой-то процент выручки и что-то заработать. Понятно, что это должен быть рынок с достаточно низким порогом входа. То есть, без надобности крупных инвестиций на старте.
Товары или услуги?
Высоко маржинальный товар или услуги. Также, товар должен иметь высокую оборачиваемость, то есть быть с постоянным спросом. Складирование должно быть минимальным.
Какие еще критерии?
Для меня главный критерий, это некий внутренний интерес. Как он проявляется? Например, я думаю о каком-то направлении, представляю, кто клиенты, кто поставщики, представляю себе процесс работы в целом. Если не возникает внутреннего отторжения, то двигаюсь дальше. То есть изучаю компании или игроков на рынке и предпринимаю шаги по трудоустройству или погружаюсь более глубоко в изучение.
В целом, так как я интуит и многие решения принимаю интуитивно, для меня главное “прочувствовать”. Для этого мне нужен не очень большой набор данных и пару раз пообщаться с представителями индустрии. Часто, я уже исходя из разговора, могу сказать, какой расклад и стоит ли туда вообще лезть. Недавно я, к примеру, выбрал направление, вышел на CEO компании, пообщались с ним в свободной форме и он мне заявил, что в перспективе, собирается уходить с этого рынка. Я потратил 15 минут на звонок :) Пойду ли я на этот рынок? Только с каким-то очень твердым преимуществом.
Также, есть некоторые косвенные признаки. Например, там где я начинаю действовать и чувствую, что идет туго, то есть сложно даются первые шаги, как правило, я быстро сдаюсь. Почему? Есть определенный опыт, который говорит, что то, что твое - дается проще и все складывается быстрее. Это, опять таки, больше похоже на суеверие. Но у меня работает.
Главное сейчас найти то самое “свое”.
Это, можно сказать, такая общая характеристика, где еще нет никаких конкретных расчетов. В следующей статье я расскажу, какие конкретные метрики я оцениваю и почему.
p.s. Большинство моих знакомых, которые преуспели, поднялись на достаточно простых бизнесах. По факту, просто конкурировали.