Найти в Дзене
MAXIMonline.ru

Круглые боевые корабли, которые строили в России в XIX веке

Оглавление

Их называли «поповки» — по фамилии создателя адмирала Попова.

Подобно тому, как обезьяна превращалась в человека, в середине XIX века парусные корабли уступали верфи кораблям паровым и броненосным. Одним из адептов этих эволюционных корабельных изменений был адмирал и кораблестроитель Андрей Александрович Попов.

Именно под руководством Попова были построены, например, броненосец «Петр Великий» и императорская яхта «Ливадия», по его проектам — полуброненосные фрегаты «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». Но, как водится, человека помнят не по достижениям, а по провалам. Так вышло и с Поповым.

В 1871 году Россия освободилась от оков Парижского мирного договора, запрещавшего ей иметь военный флот в Черном море. По случаю долгожданного освобождения адмирал Попов решил включить в новый флот что-то действительно прогрессивное, чего нет ни у врагов, ни у союзников.

Ответ пришел сам собой (наверное, сам собой — честно говоря, мы не знаем, как работает мышление кораблестроителей). Круглые броненосцы!

Макет «Новгорода»
Макет «Новгорода»

«Уменьшая длину и увеличивая ширину судна, можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение, — писал Попов в докладной по проекту. — Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения».

Несмотря на эти логичные (опять же наверное) доводы, правительство не спешило выделять деньги на строительство странной формы кораблей. Так что Попову пришлось устроить чиновникам демонстрацию с круглыми шлюпками.

Строительство «Новгорода»
Строительство «Новгорода»

Наконец разрешение было получено, а средства выделены. Круглый броненосец «Новгород» построили в Санкт-Петербурге и спустили на воду в 1873 году, «Киев» — двумя годами позже.

«Новгород» накануне спуска на воду
«Новгород» накануне спуска на воду

Реальность эксплуатации круглых броненосцев превзошла самые издевательские прогнозы скептиков. «Поповки» (так быстро окрестили круглые корабли) были практически неуправляемы, а скорость их оказалась крайне мала — 5-7 узлов в хорошую погоду (обычные броненосцы развивали скорость от 10 до 20 узлов). Кроме того, по воспоминаниям моряков, «при сильной волне поповку не качает, а волна перекатывается по палубе».

Круглые броненосцы оказались изобретениями настолько неудачными и даже комичными, что заслужили от Некрасова стихотворное сравнение с современной ему Россией:

Где-то как-то всем неловко,

Как-то что-то есть грешок…

Мы кружимся, как «поповка»,

А вперед ни на вершок.

До начала XX века «поповки» служили в береговой обороне. Затем их попытались продать болгарам — неудачно. В 1911 году их пустили на лом.

Николай Красовский, «Прибытие „Новгорода“ в Севастополь», 1873 год
Николай Красовский, «Прибытие „Новгорода“ в Севастополь», 1873 год

ПО ТЕМЕ