Найти в Дзене
Просто Марина

Он не больной, он особенный!

С мальчиком Сашей я впервые познакомилась, когда надо было подменить воспитателя ясельной группы. Крупный малыш не расставался в группе с вязаной шапочкой и рукавичками. Причем рукавички были на резиночке, которая болталась за спиной. На мою попытку снять шапочку и рукавички первой отреагировала няня

- Лучше не трогайте, будет кричать, не успокоите!

Ну ладно, я здесь человек временный, лучше прислушаюсь к совету постоянного работника.

Кроме шапочки и рукавичек у Саши были еще странности: нельзя было выключить свет при нем, обычно это делали во время прогулки, чтобы мальчик не заметил момент отключения. Со слов няни, шум пылесоса за дверью также приводил ребенка в ужас. В туалете стояли горшки и маленький унитаз, которым уже успешно пользовались некоторые ребятишки, но Саша был единственный малыш, который ходил в памперсе. Меня сразу предупредили, чтобы я проконтролировала вечером маму: она могла перед выходом из детского сада снять мокрый памперс, бросить в ведро в туалете. И за ночь (а тот день был пятницей) вонью пропитывался не только туалет, но и групповая комната. (Читатель, наверное, подумает, что у нас ленивая няня. Нет у нас няни в группе после 16 часов, а вечерняя одна кормит ужином все группы, убирает и моет посуду, коридор, ей не до наших туалетов). Опережая повествование, скажу, что я сразу напомнила маме про памперс, когда она переодевала ребенка. Та кивнула в ответ, но все-таки выбросила мокрый подгузник в ведро. Практически у выхода я перехватила маму и заставила вынести его в мусорный бак, мимо которого надо было пройти к воротам детского сада. (не бросайте в меня тапки - после 16 часов воспитатели сами в ясельках и горшки моют, и подмывают малышей, речь не о брезгливости, а об элементарной ответственности за своего ребенка).

А в сентябре Саша вместе с другими детьми перешел ко мне во вторую младшую группу. Оказалось, что ребенок на год старше одногруппников, т.е. ему было уже полных четыре! года. Но, учитывая его развитие, Сашу еще на год оставили в ясельной группе. Не раз воспитатели и психолог советовали родителям обратиться к специалистам, но в ответ был полный игнор.

За лето мальчика отучили от памперса, но мама была недовольна, что у нас нет горшков, унитазов Саша боялся не меньше пылесоса. Проблем с ребенком было много: он не говорил, не реагировал на свое имя, засыпал в тихий час только на руках воспитателя. Но главной проблемой оказалась именно мама.

Чтобы понять как все-таки работать с таким ребенком, решила поговорить с ней. Очень кратко то, что я услышала:

- Да, он пока не разговаривает, но все понимает. Мы были у логопеда, она рекомендовала почаще читать книжки, показывать картинки. Саша - ранимый мальчик, он боится громких звуков (пылесос, шум воды в унитазе), надо быть с ним поласковее, повнимательнее. А так он ничем не отличается от других детей. Я купила букварь и показываю ему буквы: это "А" большая, это "а" маленькая.

В этот момент у меня что-то заклинило в голове - неговорящему ребенку показывать буквы!? Да еще представьте, что эти буквы звучат одинаково, а выглядят по-разному!?

Я предложила маме на время отложить изучение букв и переключиться на простые картинки. Мы подошли к плакату, на котором были нарисованы овощи и фрукты.

- Саша, покажи яблоко! - попросила я. Но Саша только смотрел на меня и улыбался. Я взяла ручку ребенка и его пальчиком показала на яблоко - Это яблоко!

- А теперь Вы, - предложила я маме.

Она взяла руку сына.

- Смотри, Саша, это огурчик, он зеленый и овальный. Это помидорка, она красная и круглая.

Я порекомендовала маме сначала ограничиться названием предметов. Затем попытались поработать с пирамидкой. И здесь мальчик потерпел полное фиаско.

- Мы давно уже играли с пирамидкой, он просто забыл, - пояснила женщина.

На следующий день мне сообщили, что эта мама пожаловалась на меня заведующей, что я устроила ей экзамен. Но наша заведующая уже хорошо знала проблемы этого ребенка и ОЧЕНЬ настоятельно (в очередной раз) порекомендовала показать его неврологу. В кабинете невролога мамочка пожаловалась на воспитателя (т.е. на меня) и заведующую. Врач после обследования выписала направление к детскому психиатру. Уже у психиатра она обвинила всех: детский сад, невролога - в предвзятом отношении к ее сыну. Психиатр районной поликлиники, в свою очередь, отправил Сашу на дальнейшее обследование и лечение в специализированный центр. Не сомневаюсь, что и там специалистам пришлось выслушивать жалобы на всех, кто был причастен к этому марафону.

Изображение из Яндекс.картинки
Изображение из Яндекс.картинки

Может быть, вы подумаете, что я выдумываю? Нет, просто медсестра детского сада - сотрудник той самой поликлиники. И все эти специалисты с возмущением рассказывали ей о жалобах и обвинениях сашиной мамы.

После посещения психиатра в специализированном центре женщина усвоила главное - ее ребенок "не больной, он особенный"! Просто это мы не способны адекватно оценить его особенности. Не буду долго распространяться о том, как за два года, которые Саша пробыл в нашей группе, мамочка помотала всем нервы. В конце концов комиссия ПМПК выдала ребенку направление в коррекционный детский сад. А сейчас этот мальчик числится в третьем классе, но школу не посещает. Учительница сама приходит к нему домой. Теперь Саша на инвалидности.

Вместо того, чтобы сразу прислушаться к советам и рекомендациям педагогов, женщина выбрала позицию "лучшая защита - это нападение". Да, трудно признать, что твой ребенок не такой как все, отстает в развитии. Но зачем обвинять при этом тех, кто именно в силу своей профессии должен сказать ей об этом. Почему вместо конструктивного сотрудничества мы несколько лет должны выслушивать обвинения, оправдываться по поводу бесконечных жалоб?

Ах, да! Мы же предоставляем услуги. А клиент всегда прав! Даже если неправ :(