Найти в Дзене

Закрытие года в бухгалтерии. Чек-лист важных и обязательных дел бухгалтера

Приветствую Вас, дорогие подписчики канала!

Осталось меньше двух недель до завершения 2019 года и новогодних каникул. Предновогодняя задача любого главбуха - создать такую атмосферу в коллективе, чтобы самым страшным для подчиненных было подвести своего начальника перед руководителем и собственником.

Профессионал сам всегда знает, что он должен делать, но тем не менее, разработка четкого плана работ позволит приятно провести волшебное время каникул в кругу семьи и близких, а не за бумагами в гордом одиночестве.

В последний месяц года много рабочих вопросов
В последний месяц года много рабочих вопросов

Поэтому в последний месяц года бухгалтеру необходимо решить множество рабочих вопросов и подготовиться к закрытию финансового года.

Несмотря на то, что баланс сдается в марте, провести закрывающие документы, оформить инвентаризационные описи и сделать сверки расчетов рекомендуется в декабре.

Прежде чем составлять годовую отчетность, бухгалтеру нужно проверить первичные документы, провести инвентаризацию, исправить ошибки в учете, провести реформацию баланса.

В этой статье мы с вами составим рабочий план по подготовке к работе в 2020 году и правильному закрытию 2019 года.

Разберем основные действия, которые мы должны с вами предпринять:

  • Выпустить приказ, который решит проблему с первичными документами

Когда сделать:

до 10 декабря

Оформите приказ о графике подекадного предоставления подразделениями документов в бухгалтерию с начала декабря до 20 января включительно.

Основной объем документов ответственные должны предоставить до 25 декабря, исключение - документы по коммунальным расходам.

Официальный приказ по компании с подписью генерального директора избавит от конфликтов между финансистами и менеджерами и обеспечит бухгалтерии необходимые рычаги, чтобы выполнить основную часть работы в декабре.

Бухгалтеры смогут провести максимум входящих документов, а значит, снизить налоговую нагрузку и не переплатить НДС.

  • Забронировать номера и даты документов

Когда сделать:

до 31 декабря

Если учетную политику актуализировать не успели, забронируйте номер и дату приказа 2019 годом, чтобы оформить все задним числом.

Так, например, аудитор поделился случаем, когда налоговики придрались к номеру приказа об учетной политике, попытались признать ее недействительной и доначислить налог на прибыль.

Компания смогла отстоять нормы учета только благодаря тому, что никаких изменений по сравнению с прошлым годом в политику не вносила.

  • Перевести страховой запас на неотложные нужды с расчетного счета на корпоративную карту

Когда сделать:

20-30 декабря

Переведите на корпоративную карту для подстраховки запас средств на период, когда банки не будут работать, - до 9 января.

Эти деньги пригодятся на случай внезапной командировки, покупки запчастей для экстренного ремонта оборудования, срочной оплаты хозяйственных расходов.

Сумму определите в зависимости от степени риска. Если производство не работает все праздники, потребуется минимум средств.

  • Распределить остатки так, чтобы не только не переплатить в бюджет, но и заработать

Когда сделать:

31 декабря

В последний рабочий день казначеям предстоит принять решение: направить средства на счетах на авансы поставщикам, чтобы снизить налоговую нагрузку, или оформить депозит, чтобы получить дополнительный доход.

Бухгалтерия до 28 декабря должна спрогнозировать налоговую нагрузку и дать рекомендации по авансам поставщикам.

Ситуацию усложняет то, что в последний рабочий день все стараются избавиться от средств на счетах, чтобы снизить налоговую нагрузку, а значит, и вам будут поступать авансы от клиентов и налоговая нагрузка будет меняться каждый час.

  • Вернуть займы собственникам

Когда сделать:

20-31 декабря

Если планируете кредитоваться в 2020 году и компания на конец года располагает свободными средствами, полностью или частично погасите займы, полученные от учредителей или дружественных компаний, а в новом году откройте новые договоры займов.

Это поможет снизить кредитную нагрузку на конец года и получить более привлекательную для банков отчетность.

  • Вычислить потерянные документы по доверенностям

Когда сделать:

до 20 декабря

Рекомендуем провести ревизию всех выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей до 20 декабря, пока еще есть возможность быстро связаться с ответственными сотрудниками и получить от них входящие документы, которые они своевременно не сдали в бухгалтерию.

По данным опроса журнала «Финансовый директор», каждый пятый документ ответственные возвращают с опозданием от 10 до 20 дней.

Больше всего проблем с водителями, которых привлекают из сторонних компаний: они могут по несколько недель находиться в рейсах и возить с собой оригиналы документов.

Поручите менеджерам по закупкам или сотрудникам отдела логистики договориться с поставщиками, что в декабре и начале января водители обязаны оперативно отправлять в ваш адрес документы факсом или в отсканированном виде - это можно сделать в почтовых отделениях.

  • Перепроверить данные, которые можно вносить только онлайн

Когда сделать:

20-31 декабря

Всем компаниям в конце года критически важно провести сверку данных онлайн‑касс по принятой выручке и данных бухгалтерского учета за прошедший год.

Для многих это будет первый год, когда компания применяла онлайн-кассы.

При передаче данных из одних учетных систем в другие могли возникнуть программные сбои, а расхождения даже на несколько рублей недопустимы.

Поэтому в конце года казначеи должны провести полную сверку кассовой выручки.

Компании, в которых бесперебойная работа зависит от онлайн-передачи данных, в том числе финансовых, должны успеть не только внести информацию, но и перепроверить ее.

Это очень объемная задача.

Чтобы провести сверку, например, с системой «Меркурий», необходимо внести и перепроверить в системе бухгалтерского учета за 2019 год все данные о поступлении сырья, производстве готовой продукции и ее реализации.

Если раньше перепроверку и сверку данных бухгалтерского учета за весь предыдущий год можно было в спокойном режиме делать в январе — феврале нового года, то теперь, после ввода ФГИС «Меркурий», все данные и все исправления надо вносить в текущем году.

В противном случае потом будет трудно обосновать проверяющим выявленные расхождения между данными учетных систем.

  • Сдать обязательные отчеты, оплатить налоги и взносы

Среди самых важных:

· страховые взносы по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию за ноябрь;

· взносы на травматизм за ноябрь;

· отчет СЗВ-М о каждом застрахованном лице за ноябрь;

· декларация по налогу на прибыль и уплатить аванс за ноябрь;

· расчет по налогу на прибыль за ноябрь.

  • Сверить расчеты с контрагентами и налоговой инспекцией

До конца декабря стоит сделать сверку с контрагентами.

Законодательством не установлено, какая из сторон первая формирует документ.

Акт составляют в двух экземплярах. Его подписывают руководитель и бухгалтер фирмы. Если выявлены расхождения, они отражаются в документе.

По результатам сверки отражается дебиторская или кредиторская задолженность сторон.

Для получения сверки по платежам по налогам и страховым взносам необходимо направить заявление (в бумажном или электронном виде) в ИФНС по состоянию на 31.12.2019 г..

Если у компании есть задолженность, желательно погасить ее, потому что пени начисляются за каждый день просрочки, и за длительные каникулы сумма может набежать немаленькая.

  • Провести инвентаризацию ТМЦ и ОС

Проведение инвентаризации в конце года значительно сэкономит временные ресурсы во время годовой отчетности и обеспечит достоверность при ее составлении.

Тем более что на этот счет есть обязательные требования, прописанные в Законе о бухгалтерском учете и Методических рекомендациях по учету МПЗ и ОС.

На основе выявленных излишков и недостач формируются внереализационные доходы и расходы, которые учитываются по налогу на прибыль и в расходах по УСН.

  • Уведомить налоговиков о переходе на УСН или ЕСХН

Те компании и индивидуальные предприниматели, которые решили перейти на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕСХН, до 31 декабря должны направить заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации (жительства).

Речь идет о тех налогоплательщиках, которые уже пользуются одним из режимов (или совмещают оба), и о вновь зарегистрированных.

У последних есть 30 дней со дня постановки на учет, чтобы уведомить ФНС о применении спецрежима, если заявление не было подано с документами на регистрацию.

  • Проверить сроки действия договоров с контрагентами, поставщиками, оператором ЭДО

Если договор с поставщиком или оператором ТКС заканчивается 31 декабря, то уже после новогодних каникул компания, а главное - ее бухгалтер, рискует остаться без важных и полезных сервисов, которые не только экономят время и нервы, но и позволяют соблюдать закон.

  • Выплатить зарплату за декабрь, январские отпускные и дивиденды

Если в уставе организации прописано, что выплата дивидендов может производиться ежеквартально, то распределить прибыль между участниками за 9 месяцев и предыдущие годы лучше в декабре.

За счет этого выиграют учредители. Ставки дивидендов будут зависеть от того, кто их получает: юридическое или физическое лицо, резидент РФ или нет.

До конца года желательно рассчитаться и с работниками компании.

Если в вашей организации срок выплаты зарплаты выпадает на 1-8 число, которые в январе 2020 года являются выходными днями, выдать зарплату за декабрь нужно заранее.

Лучше сделать это точно 31.12.2019 г.. Тогда у вас не будет сложностей с удержанием и перечислением НДФЛ.

Не позднее 31.12.2019 г. следует выплатить отпускные работникам, которые идут в отпуск в начале января.

  • Как обычно, до конца декабря также необходимо:
  • сделать реформацию баланса*:

это будет последняя операция отчетного года.

Реформация баланса покажет финансовый результат — прибыль или убыток.

Убыток нужно отразить проводкой:

Дебет 84 Кредит 99

Прибыль по итогам года оформляется проводкой:

Дебет 99 Кредит 84;

  • проверить и (если есть необходимость) пересмотреть лимит остатка кассы;
  • проверить и закрыть расчеты с подотчетными лицами за 2019 год, подготовить и оформить изменения в документах по подотчетным лицам на 2020 год;
  • свериться с контрагентами и провести ревизию первичных документов;
  • решить вопрос с резервами (например, с резервом по сомнительным долгам);
  • определиться со схемой уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, если вы работаете на общем режиме налогообложения.

Если имеет место быть, нужно известить свою инспекцию о:

  • возврате с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения или переходе с УСН на другой режим налогообложения — до 15.01.2020 г.;
  • также до 15.01.2020 г. подается уведомление об отказе от ЕСХН.
  • Зарплатно-кадровые дела

Если зарплата и кадры — тоже ваша зона ответственности, то следует проконтролировать, чтобы:

  • был утвержден безопасный график отпусков на 2020 год - крайний срок 17.12.2019 г.;
  • имелось утвержденное штатное расписание (за его отсутствие предусмотрен штраф), а заработная плата в нем отражалась с учетом действующего размера МРОТ);
  • не были нарушены сроки выплаты заработной платы за декабрь.
  • По части НДФЛ необходимо:
  • проверить верно ли предоставлены работникам вычеты;
  • сделать ревизию заявлений на вычеты на 2020 год;
  • удостовериться, что НДФЛ удержан по верной ставке (проверить налоговый статус сотрудников, пересчитать налог в случае его изменения, доудержать или вернуть излишки, если есть возможность);
  • до 31.12.2019 г. перечислить НДФЛ с декабрьских отпускных и больничных;
  • оформить регистры по НДФЛ.

По страховым взносам следует проверить правильность примененных тарифов (с учетом предельных базна 2019 год) по карточкам учета страховых взносов.

Вести их обязан каждый работодатель.

Привожу справочно*:

Реформация баланса — обязательный ежегодный заключительный этап работы с бухгалтерскими данными.

Процедура реформации баланса приводит к формированию величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка, отражаемой в строке 1370 бухгалтерского баланса.

Рассмотрим в общих чертах особенности этой процедуры.

По завершении отчетного года его финансовый результат должен быть присоединен к общему результату работы за весь период существования фирмы, чтобы новый год был начат с нулевыми показателями на счетах бухучета текущего финрезультата.

Это достигается путем реформации баланса.

В силу своего смыслового предназначения реформация баланса является последней бухгалтерской операцией, совершаемой в текущем году.

Соответственно, осуществляется она последним днем года — 31 декабря.

Реформация баланса предусматривает закрытие счетов 90, 91, 99.

При этом счета 90 и 91 на которых, по существу, числится нулевой итоговый результат, поскольку на их субсчетах 90/9 и 91/9 в течение года накапливаются суммы прибыли (убытков) от, соответственно, продаж и прочих доходов/расходов, должны быть просто обнулены.

Напомним, что ежемесячно формируемый текущий финансовый результат отражается на счете 99 путем списания туда финансовых итогов, образующихся на субсчетах 90/9 и 91/9.

Таким образом, реформация баланса состоит из 2 процедур:

  • обнуления данных по счетам 90 и 91, имеющих нулевое итоговое сальдо, но содержащих цифры, которые следует убрать с этих счетов;
  • закрытия счета 99, на котором сформирован финансовый результат текущего года, с целью присоединения его величины к финансовому результату прошлых лет.

Обнуление данных, имеющихся на счетах 90 и 91, осуществляется путем внутренних проводок по этим счетам, при которых цифры со всех имеющихся на счете субсчетов списываются на субсчета 90/9 и 91/9.

На заключительном этапе закрывается счет 99.

На этом счете помимо финрезультата, сформированного в корреспонденции со счетами 90 и 91, учитываются:

  • не применяющими ПБУ 18/02 – суммы начисленного налога на прибыль;
  • применяющими ПБУ 18/02 – значения условного расхода (дохода) по налогу на прибыль и постоянных налоговых обязательств.

Здесь же могут быть учтены:

  • перерасчеты по налогу на прибыль;
  • начисленные налоговые санкции.

Реформация баланса завершается проводками, списывающими данные, накопленные на счете 99, на счет 84.

Из-за различий в признании доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете возможна следующая ситуация: по данным налогового учета деятельность компании убыточна, а в бухучете имеется прибыль.

При этом величина налога на прибыль не может быть отрицательной, и налог на прибыль в этом случае отсутствует (нет прибыли — нет налога).

По закону полученный налоговый убыток можно учитывать в течение 10 последующих лет (ст. 283 НК РФ).

В описываемой ситуации бухгалтеру на 31 декабря придется отразить в учете отложенный налоговый актив.

Рассчитать его легко: сумму налогового убытка следует умножить на ставку налога на прибыль.

На полученную сумму нужно сделать запись:

Дт 09 Кт 68.

В результате сумма начисленного налога на прибыль становится нулевой, расхождения между налоговым учетом и бухгалтерской отчетностью отсутствуют.

Таким образом, реформация баланса представляет собой процесс, приводящий к обнулению данных на счетах 90, 91 и 99.

Первые 2 счета, имеющие нулевое итоговое сальдо в силу правил формирования отражаемых на них цифр, закрывают внутренними проводками.

Закрытие счета 99 происходит с применением внутренних проводок, закрывающих аналитику по нему за счет общего финрезультата, и итоговой проводки, списывающей сумму чистой прибыли (убытка) на счет 84.

Благодарю вас за внимание, любимые мои читатели! Будьте в курсе изменений налогового и бухгалтерского законодательства - подписывайтесь на мой канал...

С уважением, Розалия...