- Ну, что, до утра будут в барабаны колотить?- ворчливо спрашивает меня муж .
- Конечно, будут. Всё село машинами заставлено, народу уйма понаехала. Ничего, потерпишь, днём выспишься. Коледа раз в году бывает.
Рождество у нас в селе отмечают с лихим размахом. Когда приезжает больше народа, когда меньше. Но обязательно - музыка, танцы парней - коледарей и хоро на площади. Потом все расходятся по домам - отмечать праздник. Но периодически выходят на улицу и снова начинают танцевать. И так до утра. Всё это сопровождается музыкой и ритмичным боем барабанов, который раздаётся в разных концах села. Есть здесь старинное поверие, что именно в рождественскую ночь из воды, лесных пещер и всяких нечистых мест появляются караконджулы - чёрные оборотни, упыри. Рождественские демоны. Мерзкие подленькие создания, они с наступлением темноты приходят в сёла, бесчинствуют до крика первых петухов и вредят людям, особенно детям и старикам. Отогнать от жилья их можно только громким барабанным боем.
Караконджулов, конечно, никто никогда не видел и в них никто не верит , существа мифические, но раз положено их отгонять, значит, положено.
Изображают их так:
Согласно повериям, в конце-концов на Богоявление ( 6 января) караконджулы успокаиваются и снова забираются в лесные норы. Но до 6 января, однако, в селе в барабаны по ночам больше никто не стучит, и это радует. Только в рождественскую ночь - с 24-го на 25 -е декабря.
В этом году на площади народа было особенно много. Хоро танцевало человек двести, в два круга. Во главе с мэром нашей общины, он уроженец села.
Заранее дали объявление, попросили всех на праздник надеть носии-народные подвисские костюмы. Пригласили певицу - Жечку Сланинкову, её тут называют "соловьём Странджи". Работал ресторанчик и в нём угощали желающих постными блюдами.
Повезло с погодой. Синоптики обещали резкое похолодание и дождь, но ошиблись. Похолодало на Рождество совсем немного, а дождя не было.
В общем, село гудело до утра. Хорошо, что все стараются, чтобы в этот праздник никто в селе не чувствовал себя одиноким, забытым и не нужным.
А потом пришло утро и улицы села стали пустыми и молчаливыми. Гулянка закончилась, все отдыхают.
Но впереди ещё Новый год. Его отмечают здесь гораздо скромнее.
А утром первого января по домам ходят ребятишки-сурвакары с украшенными веточками кизила и желают счастья, здоровья и достатка. Это тоже праздник, Васильовден. Детям надо дать конфет и монеток, а они тебя похлопают кизиловой веткой по спине и пожелают всяческих благ. Это традиция.
Вообще-то, когда первого января часов в восемь-девять утра к тебе в калитку стучатся сурвакары, а ты только легла спать после встречи Нового года, то ...
Народ гуляет где-то неделю. От Рождества до Нового года. Конечно, тут есть и рабочие дни, но все, кто может, берут отгулы. Получается неделя с лишним таких вот праздничных каникул.
2 января дороги наверняка будут запружены автомобилями - люди поедут домой после праздников.
А потом, разумеется, опять наступят тихие будни.