Частенько люди интересуются не только внешнем видом, но и параметрами доспехом. Сколько весит вот та громадная фиговина нагрудная деталь латного доспеха? А толщина какая? И так далее... При всех прочих равных (тип доспехов, качество сырья для его изготовления и мастерство доспешника), почему-то все беседы о сравнении надёжности разных комплектов ведутся очень поверхностно и, кроме массы и толщины, могут максимум учесть различия в конструкции относящиеся к удобству ношения. Хотя последнее тоже очень важно (включая зазоры между деталями, вытекающие из этого), даже его рассматривают очень поверхностно и забывают об одной очевидной (буквально, очень видной) и важной составляющей конструкции брони — её форме.
Возможности кузнецов лимита не имеют — запросто (ну, не так просто, но) можно сделать метровой толщины доспех. Но вот только его никто не сможет — лимиты организма человеческого не позволят. Как бы воина не утяжеляли, возможности оружия пробивать доспехи всё равно будут выше; дойти до предела доспеха куда проще, чем дойти до предела оружия. Конечно же это очень утрированно, ведь слишком тяжёлым оружием махать непросто, но главная мысль что защититься от всего подряд одной толщиной «броньки» не выйдет.
Как бы вы не бронировались, в этом (после определённого момента) нет никакого смысла — зачем удар «принимать», если гораздо проще и эффективнее его просто «пропустить» мимо себя и рассеять всю его силу буквально в воздухе. «Убежать» выйдет не всегда, тем более в тяжёлом «бронике», но увести удар за счёт парирования или правильно «встав под удар» вполне можно. Тем более что реальность сама этому помогает — большинство ударов, даже самых точных, в реальной жизни итак проходят по касательной. Нужно лишь помочь им пойти подальше :)
Больше всего актуальность формы демонстрируют тяжёлые турнирные шлемы. Ничто (разве что кроме ещё турнирных щитов, но удары по ним априори получаются «нежнее», нежели «прямой в челюсть») так не требует «гарантий выживания», как лобое встречное столкновение с вражеским копьём, и буквально обтекаемый шлем тут очень полезен. Самый лучший кавалерийский шлем «жабья голова» был эталоном в своём деле. Его вытянутая конусообразная форма «умножала на ноль» даже самые точные удары — копьё всегда уходило в бок; и немного вверх, если удар приходился «в челюсть», чему помогала специальная форма крепления шлема.
Аналогичную странную форму имели поздние турнирные щиты — «впуклую» в горизонтальной проекции. Эта форма уводила удар в сторону от рыцаря по горизонтали, не давая копью уйти вверх в голову, как то было при использовании «классических» щитов. Появись «впуклые» щиты на века два-три раньше, история Европы была бы иной — некоторые важные исторические личности смогли бы остаться живы.
Пример турниров является «самым тяжёлым». Более тяжёлые удары представить трудно, т. к. в реальном сражении невозможно было наносить удары хотя бы примерно такой же силы. Суета сражения, невозможность прицелиться, множество подвижных целей и вовсе непраздные мысли о выживании мешали вкладываться в махание оружием со всей душой. Но и тут форма влияла очень сильно. Ваши шансы на выживание легко мог испортить и не пробивший доспехи удар — травмы, потеря равновесия, прочее. Опять, зачем «ловить» то что можно «пропустить»?
Большинство щитов в истории по этой причине были выпуклых форм — удачный удар их вполне мог пробить, но только доля таких ударов была крайне мала; что стрела, что клинок просто «уедет» при ударе в округлую поверхность. Даже тонкий умбон, толщина которого на фоне латных доспехов была просто смешной, сводил на нет практически любые удары. Малые стальные щиты работал по такому же принципу.
Самые надёжные щиты «павезы», плюбившиеся всеми видами войск, так же прекрасно работали за счёт своей очень странной формы. Хотя всадники могли носить эти щиты вдоль руки, просунув её в желоб, они были самыми последними взявшими на вооружение павезу и такое её ношение было следствием, а не основой идеи. Желоб щита в данном случае служил и ребром жёсткости повышая прочность, и прекрасно смягчал удары своей формой.
Так же и форма латных доспехов и многих шлемов, особенно поздних, имеет много «обтекаемостей», способствующих уменьшению силы входящих ударов. Так доспехи одной и тоже толщины и твёрдости становятся намного надёжнее. Отлично это видно на дорогих экземплярах, которые делались с вниманием к каждой детали — куда ни тыкни, везде соскальзывает. Много тут описывать на фоне подробностей выше не буду, и так думаю что понятно; плюс есть фотки ;)
Но, форма не всегда была благом. Иногда она ограничивала эксплуатационные возможности защитного снаряжения очень сильно. Известная лорика сегментата римских легионов была прекрасным пехотным доспехом, но при использовании верхом грешила тем, что перенаправляла все восходящие удары в зазоры между пластинами; так что верхом её никто и не использовал. И таких примеров масса.
А вот в кино доспехи это вообще «шик». Даже если не брать всё прочее, одна только форма их деталей делает такие доспехи сомнительным выбором. Самый неразумный формат — это впечатляющий бронированный бюст любой женщины-воина. Восходящий удар, примерно как в истории с сегментатой выше, вместо того чтобы пройти мимо по плоской поверхности нагрудной детали, уткнётся в бронелифчик и перенаправится в область сердца или лёгких. Выглядит красиво, но не более того :) И так почти всегда — в погоне за красотой доспехи часто делают такой формы, что не хватает только таблички «бить сюда» :)
«Нам нужно больше стали, милорд» — сколько весили рыцарские доспехи?
Даже в наши дни тема формы брони остаётся актуальной. Флот, техника, постройки, защитные элементы экипировки солдата и так далее — сделанные правильной формы поверхности защищают куда лучше; даже при меньшей толщине. Кроме экономии на массе и мобильности, это приводит к огромной экономии средств и к увеличению скорости производства.
Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно и вы поможете в развитии каналу :)
Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!