У американцев есть такое понятие:"firestarter". По смысловому значению наиболее подходящим переводом будет "зажигалка". Однако по-русски зажигалкой называют совершенно иное приспособление, поэтому "файрстартеры" у нас обычно трактуют как "огниво". В этом и кроется корень проблем, поскольку с огнивом у всех с детства, со времен чтения сказок или приключенческих романов, связан вполне конкретный образ. Чем-то обо что-то герой постучал, и зажег огонь. Файрстартер предполагает несколько иное использование.
Далее немножко занудства, но совсем чуть-чуть.
Самым распространенным и дешевым видом современного “огнива” являются ферроцериевые стержни. Представляют собой отливки цилиндрической формы, вставленные в рукоять. Рабочее тело изготавливается из пирофорного (способного самовозгораться без прямого воздействия пламени) сплава редкоземельных металлов (мишметаллла) с добавлением железа. На насыщенность пучка искр влияет процентное содержание компонентов в конкретном варианте сплава и габаритные размеры самого стержня.
Все, с заумью покончили. Дальше буду излагать по-человечески.
Как это работает
Чтобы не заморачиваться, давайте рассмотрим процесс на примере зажигалки. Да, обычная кремниевая зажигалка - это техногенное огниво “все в одном”. Кресало (колесико) высекает искру из кремня, и та попадает на трут (легковоспламеняемый материал), в роли которого выступают сжиженный газ или бензин.
Схема ясна? Теперь возвращаемся к файрстартеру. Это та же зажигалка, только в формате “пошаговой стратегии”. Мы вручную чиркаем по стержню куском металла. При этом выбивается искра. Ферроцериевый сплав дает очень горячую искру (что-то там в районе 3000 °C), если мне память не изменяет. Технически, этого уже достаточно для того, чтобы поджечь легковоспламеняемый материал.
Но мы же тут суровые путешественники, да? Понимаем, что ветер, влажность и прочие внешние факторы могут помешать искре “зацепиться” за горючий материал. Поэтому мы дополнительно соскребем на него стружку с самого огнива.
Для этого стержень упирают в кучку растопки и медленно, с нажимом, ведут по нему кресалом. В результате на трут сыплются крошки пирофорного сплава, которые при возгорании дадут те же самые “охренеть сколько много” градусов Цельсия. Обратите внимание на коллаж, первое фото в нижнем ряду: на белом фоне четко видны темные кусочки стружки, которые в дальнейшем вспыхнут от искры.
Таким образом, ферроцериевый стержень сочетает в себе функции огнива и трута одновременно.
Бог создал человека. Остальное было сделано в Китае
Разумеется, трудолюбивые узкоглазики не обошли вниманием и сферу туризма. На всем известном сайте огнив разнокалиберных - хоть в банки закатывай на зиму.
Но, как говорилось в похабном анекдоте, есть один нюанс.
Помните, вначале я упомянул, что рабочие качества конкретного стержня зависят от того, сколько и каких именно компонентов производитель запихнул в отливку? Китайские огнива, если можно так выразиться, “жесткие”. Они медленнее стачиваются при эксплуатации , но дают небольшие пучки искр. Ферроцериевые стержни от европейских производителей, наоборот, “мягкие”. Искра появляется от самого небольшого усилия.
Каждый чирк выдает такое Дыхание Дракона, что отпадает надобность в любых дополнительных ухищрениях.
Серьезно, этой штукой можно газовую плиту включать, причем - удобнее, чем зажигалкой. Один раз пыхнули над конфоркой - и готово. Оно и придумано для того, чтобы облегчить жизнь пользователям. Оно - файрстартер, а не доисторические пляски с бубном над каждой жалкой искоркой.
Когда вы в видосиках или фоторепортажах смотрите, как суровые зарубежные дядьки небрежно распаливают растопку с первого раза, знайте - у них в руках “мягкие”, сильно искрящие стержни. Я утрирую, конечно, иногда и тут придется повозиться с предварительным соскабливанием стружки и прочими делами. Но утрирую совсем немного.
Иное дело - китайские огнива. Вот тут прям придется проявить знания. Далее мы будем говорить в первую очередь о таких образцах. Для файрстартеров европейского производства все сказанное также будет верным, но менее критичным. В десятки раз менее критичным по каждому пункту.
“Примитивно” не означает “нельзя накосячить”
Обычно все происходит следующим образом: человек покупает недорогое (читай - китайское) огниво “побаловаться”, смотрит фотографии в интернете и начинает высекать искры.
Если ему попался достаточно “цепкий” трут, через некоторое время огонь все-таки получится разжечь. В том случае, если условия эксперимента далеки от идеальных, наш файрмен все равно согреется… но немного не тем способом, на который рассчитывал. А после того, как отдохнет, сядет за клавиатуру и, пылая праведной яростью, напишет отзыв в духе: “нафиг не покупайте это разводилово, только деньги на ветер!”.
И в чем-то будет прав, кстати, ведь он делал ровно то, что ему показывали. Однако для китайских образцов существует ряд факторов, которые необходимо учитывать.
Новое огниво надо предварительно подготовить
Первое, что надо знать: ферроцериевые стержни изначально покрыты защитным слоем краски. Если в комплекте идет кресало (металлическая полоска), оно обычно также окрашивается. Предполагается, что перед началом собственно искрометания владелец очистит оба предмета до рабочего состояния. Однако именно этот момент обычно не попадает на фото, а отечественные продавцы редко балуют компетентными консультациями забесплатно. В результате покупателя ждет неприятный сюрприз: искр с новенького огнива будет сыпаться примерно… нисколько.
Очищать стержень и кресало проще всего тем же самым процессом - высеканием искр. Перефразируя батьку Махно: “сечь черных, пока не побелеют”. При интенсивном соскребании покрытие удаляется за пару десятков минут.
Практически всегда следует добавлять крошку со стержня
Второй важный момент мы уже подробно рассмотрели выше. Если стержень отдает искру неохотно и в малом количестве, на трут следует вначале наскрести крошек. При использовании дорогого “мягкого” файрстартера такая необходимость возникает эпизодически. При работе с китайским огнивом эта процедура становится практически обязательным этапом.
Для кресала годится не всякий материал
Следующий нюанс: чем высекать искру. В интернет-руководствах обычно ограничиваются туманной формулировкой: “используйте углеродистое железо, например - кусок полотна пилы или обух ножа”.
Зачем, почему именно так, а не иначе - не поясняют. Истина, как обычно, тусуется где-то рядом.
Мы помним, что ферроцериевый стержень - это сплав так называемого “мишметалла”. Сплав. Металла. Понимаете? Для того, чтобы деформировать его поверхность, на стержень необходимо воздействовать чем-то, что имеет более высокий показатель твердости. Поэтому и не подходит нержавейка, которая, в среднем по больнице, имеет меньшее значение HRC, чем углеродистый металл.
Именно из критерия твердости и следует исходить при выборе кресала. К примеру, обухом бушерона, который я подробно описывал вот здесь, мне не удалось добыть из китайского огнива ни единой искорки. А вот хирургическая пила для ампутаций, сделанная из легированной стали (только не надо глупых вопросов, откуда у меня пила для ампутаций, ладно?) уверенно высекает небольшой, но стабильный пучок.
Аналогичным образом можно использовать, например, кусочек стекла, если…
...и тут мы переходим к следующему важному моменту.
Кресало должно иметь острые грани
Для снятия нужного количества стружки, причем настолько резким движением, чтобы она еще и воспламенялась, кресало должно иметь четко оформленные грани. Именно отсюда растут интернет-советы “использовать лезвие ножа”. Так-то да, сработает, вот только режущую кромку вы упорете весьма быстро, I GUARANTEE IT! Поэтому наш лучший друг - обух ножа.
Ножа из достаточно твердого металла и с достаточно царапучей гранью. С этим же связана и необходимость очищать от краски фабричное кресало. Покрытие делает грань овальной. Да, буквально, даже тонкий слой краски может все испортить! Поэтому после покупки настоятельно рекомендую вначале освоить файрстартер в домашних условиях, вылечить все возможные косяки, и только потом брать с собой на природу.
Кстати, хозяйке на заметку: на многих ножах бренда MORA обух отличается грубостью обработки (точнее - отсутствием какой-то шлифовки). Это часто списывают на удешевление производства, однако практичные шведы ничего не делают просто так. Даю подсказку для уже знающих: такой обух Мора делает на клинках из своей фирменной углеродки. Догадались? Да, именно для работы с огнивом. Это не баг, это фича торговой марки.
Как видите, в пользовании огнивом нет ничего сложного. Это современное приспособление, придуманное для того, чтобы облегчить, а не усложнить жизнь. Единственная заслуживающая внимания проблема кроется в банальном недостатке информации.