Найти в Дзене
Окно в Европу

Русская Италия. Корни истории эпохи Возрождения, и "Кто построил кремль"?

Со времен преобразований Петра не сосчитать число русских итальянцев. Италия была рада каждому: она не требовала подобно другим европейским державам "экзамена" на чин "европейца", не ставила ультимативных требований следовать своим научным философиям, художественным принципам.  Русско-итальянские корни уходят глубоко в историю. В активную фазу отношения вступили лишь тогда, когда средние века в Европе закончились - в 15-м веке. Касались они в основном религии - попытки преодолеть разобщение между католической и православной церкви. Каждая сторона преследовала свои цели: из-за чего попытки оказались неудачными в долгосрочной перспективе.  И все же ненадолго единство было достигнуто. "В 1439 году участники Ферреро-Флорентийского собора, западные и восточные иерархии, подписали предложенную папой римским буллу, провозгласившую унию православной и католической церквей. Впрочем, вскоре восточные церковные деятели заявили, что собор был коррумпирован, православные послы подкуплены и потому

Со времен преобразований Петра не сосчитать число русских итальянцев. Италия была рада каждому: она не требовала подобно другим европейским державам "экзамена" на чин "европейца", не ставила ультимативных требований следовать своим научным философиям, художественным принципам. 

Русско-итальянские корни уходят глубоко в историю. В активную фазу отношения вступили лишь тогда, когда средние века в Европе закончились - в 15-м веке. Касались они в основном религии - попытки преодолеть разобщение между католической и православной церкви.

Каждая сторона преследовала свои цели: из-за чего попытки оказались неудачными в долгосрочной перспективе. 

И все же ненадолго единство было достигнуто.

Ферреро-Флорентийский собор 1439г.
Ферреро-Флорентийский собор 1439г.

"В 1439 году участники Ферреро-Флорентийского собора, западные и восточные иерархии, подписали предложенную папой римским буллу, провозгласившую унию православной и католической церквей. Впрочем, вскоре восточные церковные деятели заявили, что собор был коррумпирован, православные послы подкуплены и потому с его итогами согласиться они не могут."

Но гораздо больше способствовал сближению двух народов знаменитый брак Московского князя Ивана 3-го с византийской принцессой Софьей Палеолог, в 1472 году, который устроил Павел 2-ой.

Иван 3-ий и Софья (Зоя) Палеогол
Иван 3-ий и Софья (Зоя) Палеогол

Данный союз стал знаковым событием своего времени, и повернул ход русской истории, положив начало "русскому западничеству": вероломство, пренебрежение нормами морали, тенденции к единодержавию и т.д. 

Самым ярким выражением итальянского влияния на русскую культуру было возведение собора, стен и башен Московского Кремля, спроектированные Пьером Антонио Салари, Марком и Антоном Фрязиных, Алевизо Старым, и других стратегически важных крепостей. 

В Италии эпохи Возрождения образовался избыток талантов и дефицит заказчиков, и многие перебрались в далекую Русь, откуда их уже отпускать не хотели, вернуться было невозможно. 

В плане торговли Итальянцев интересовал Русский Север с его диковинами: мехами соболя и горностая, "рыбьим зубом"- моржовым клыком, - и другой удивительной всячиной.

Не смотря на рассказы о "жёстких морозах, от которых может лопнуть мозг", уроженцы солнечной Италии продолжали ехать и ехать в холодную Россию. Единственное, что их пугало,- опричнина конца 16-го столетия и Смута начала 17-го, впрочем, сразу после неё русские цари - уже не Рюриковичи, а первые Романовы - опять стали слать гонцов в "Итолийские стороны" с целью приглашения "всяких мастеровых людей".

Спустя время, с начала 19-го века Италия стала местом "повышения квалификации отечественных художников" (Иван Никитин, Карл Брюллов - считающий себя русским художником, хоть и родился во Франции, Александр Иванов, Антон Иванов - "голубой", писателей, таких как Достоевский, и его рассказ "Идиот", написанный в Италии, "композиторов, одним из которых был Пётр Чайковский. 

Пётр Чайковский
Пётр Чайковский

Из всех русских гениев, побывавших в Италии, не понравилась она только Александру Блоку. Доступность искусства для публики, вот что его раздражало."Великая цивилизация обратилась в уличный фарс", отмечал писатель.