Найти тему
Lomonosov Research

Research/Innovation #4: кто такой технопредприниматель в России, Финляндии, Тайване и Южной Корее: сходства и различия

Сегодня в рубрике “Исследования” на Lomonosov Research мы решили представить результаты совместной работы исследователей Европейского университета в Санкт-Петербурге О.В.Бычковой, Б.С.Гладарева, О.В.Хархордина и Ж.Цинман, опубликованные одноименным издательством в книге “Фантастические миры российского хай-тека” (2019)[1].

Тематика вопросов, которые задавались целевым респондентам данного исследования - технопредпринимателям в ходе проведения 198 глубинных интервью субъектам инновационной деятельности из России, Финляндии, Тайваня и Южной Кореи, а именно:

  • Кто такой "инновационный предприниматель", или Технопредприниматель?
  • Почему в России так много изобретателей, но мало массово производимых высокотехнологичных продуктов?
  • Можно ли найти общее и особенное у инновационных предпринимателей по отдельным (отобранным) субъектам Российской Федерации и странам и, если да, то можно ли сформировать желаемый образ "инновационного предпринимателя", который можно было бы взять за образец при планировании мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, чтобы повысить эффективность оказываемых мер?

По итогам проведения исследования было выявлено, что российские технопредприниматели схожи с коллегами из Финляндии, Тайваня и Южной Кореи по основаниям, во-первых, приверженности профессиональной идентичности, во-вторых, разделения принципа непрерывного совершенствования и, в-третьих, твердости намерений по имплементации научных решений в инновационных продуктах. Также при этом всемирная слава и утверждение ценностей гражданского общества не входят в список первоочередных приоритетов технопредпринимателей.

Вместе с тем, российские технопредприниматели отличаются от коллег из Финляндии, Тайваня и Южной Кореи по основаниям, во-первых, образа мыслей, так как русский технопредприниматель видит себя скорее в образе Мастера, Демиурга, Творца идеального решения, нежели бизнесмена. Рыночная модель поведения ему не свойственна, по большому счету, он не готов работать "на потеху публике" и скорее ценит мнение интеллектуальной элиты, для которой красота технологического решения важнее рыночного успеха среди потребителей.

В отношении региональных различий авторам также удалось выявить несколько любопытных различий. Например, в Казани необычно высока популярность "домашних" ценностей, работы команды как семьи и не в ущерб времени, проведенному с близкими - в то время как в университетском городе Новосибирске на первый план выходит вдохновение, вовлеченность в создание продукта, что удивительно сочетается с распространением проектного образа деятельности, пока не получившего распространения в других субъектах РФ.

Вместе с тем, будущее высокотехнологичной России вызывает большую озабоченность, так как рыночная модель поведения у основных субъектов данной экономики достаточным образом не распространена.

Шеф-редактор: Надежда Владимировна Макогонова, руководитель исследовательского Проекта IHGResearch, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

[1] Материал подготовлен на основе обзора, подготовленного аспирантом факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова С.В.Костиным. Полные выходные данные книги: Фантастические миры российского хай-тека / Ольга Бычкова, Борис Гладарев, Олег Хархордин, Жанна Цинман;[ред. О. Бычкова].—СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 416 с. Ссылка: https://eupress.ru/books/index/item/id/328