Заказчики не спешат забирать самолеты SSJ100 («Сухой Суперджет») без гарантий «Ростеха». Речь, вероятно, идет и пяти самолетах SSJ100, о покупке которых недавно заявила череповецкая компания «Северсталь».
Как пишут «Ведомости», авиакомпании, как правило, приобретают самолеты через лизинговые компании госбанков. Продавец – АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – дочка Объединенной авиастроительной компании, которая, в свою очередь, принадлежит «Ростеху». Именно «Ростех» должен согласовывать гарантию остаточной стоимости самолетов. Гарантия дает право покупателю через определенный срок (обычно 10−12 лет) продать самолет обратно производителю за часть (как правило, 40%) от стоимости нового. В мировой практике это распространенный инструмент продвижения новой авиатехники.
Без гарантии остаточной стоимости банки отказываются финансировать покупку SSJ100. Причем, нужна именно гарантия «Ростеха», так как гарантии ГСС, с учетом его тяжелого финансового состояния, никому не нужны. Но «Ростех» пока гарантию остаточной стоимости так и не согласовал.
«Наша Вологда», напомним, уже сообщала, что «Суперджеты», о покупке которых заявляло руководство авиакомпании «Северсталь», получили печальную известность своими многочисленными поломками. Не исключено, что именно это обстоятельство тормозит процесс выдачи гарантий госкорпорацией.
Дела у программы SSJ100 в последние годы идут все хуже: иностранных заказов нет, наоборот, иностранные компании все чаще отказываются от уже закупленных российских самолетов. Ирландская пассажирская авиакомпания CityJet не только не стала брать часть из заказанных 15 судов, но в этом году отказалась от эксплуатации имеющихся семи из-за низкого налета. Мексиканская Interjet также не стала брать последние восемь из заказанных 30 лайнеров и уже ищет покупателя на имеющиеся 22 SSJ100. Все дело в том, что самолет очень мало летает из-за плохой системы поставки запчастей и частых поломок.
Средний налет SSJ100 в России в 2018 году составил всего 3,6 ч в сутки. Тогда как среднемагистральные Airbus 320 и Boeing 737−800 летали в среднем по 10 и 11 ч в сутки соответственно.
Один «Суперджет», по оценке экспертов, стоит порядка $ 33 млн.