Сколько мы себя грызем, пытаясь понять поведение других людей…
Причем мы абсолютно точно знаем, о чем думает тот другой, почему он так поступает и ведет себя, не правда ли?
А сколько боли причиняет наша такая уверенность?
А узнав, наконец, правду, мы с удивлением обнаруживаем, что были далеко от истины.
Так вот этому есть объяснение – такой феномен, как каузальная атрибуция. Речь идет именно о той форме атрибуции, когда мы связываем поведение человека именно с его личными характеристиками, а не со сложившейся ситуации, из-за которой ему пришлось, так или иначе, поступить. Объясню на простом, банальном примере.
Представьте себе, будто у вас запланирована важная встреча с важным для вас человеком. Вы прибыли на место вовремя, а он уже опаздывает минут сорок как. Какова ваша первая мысль? Как вы пытаетесь объяснить такое поведение человека? Может быть так - «Я, когда опаздываю, опаздываю, потому что пробки, а это от меня уж никак не зависит, а ты опаздываешь, потому что поздно встал, выехал в час пик и нарвался на пробку. Надо было встать пораньше»? Произнесите вслух последнее предложение, какие эмоции оно у вас вызывает? Могу предположить, что крайне негативные, вследствие чего, как минимум, портится настроение, а как максимум пытаемся переделать человека. А теперь припишите свою причину опоздания ему. Представьте, что он выехал, как положено, во время, но опоздал из-за пробок. Каковы ваши ощущения теперь? Мы уже не так злимся на этого человека, правда?
Вот как сильно влияет наше мышление на нашу эмоциональную жизнь.
Приведу другой возможный случай в пример из сферы семейной жизни. Допустим, вы заботливая мама. Ваша девочка уже подросток и вы ее отпустили на день рождение, четко обозначив временные рамки - в 9 часов быть дома! Но так получилось, что дочь пришла на два часа позже. И вот, открывая дверь в квартиру, с ужасом видит вас в гостиной дожидавшуюся ее с устрашающим видом. Какую дальнейшую развязку в этой истории вы надумали? Возможно, не совсем оптимистичную сцену с отчитыванием в злобном тоне и наказанием. А что если вы поступите по-другому? Например, просто дадите высказаться ребенку, объяснить причину опоздания? Вы можете обнаружить, что ребенок опоздал не потому что увлекся весельем или пренебрег вашими указаниями, а лишь потому, что был непростой для нее вечер, поругалась с подругой или другом, вследствие чего опоздала на автобус. Неужели в таком случае, вы пренебрегли бы сочувствием и пониманием к своему ребенку и стали бы отчитывать и ругать его?
Видите? Всего лишь другая интерпретация одной и той же истории может значительно повлиять на его разрешение и чувства участников. В случае если вы пойдете по второму пути – выслушаете ребенка, вы «рискуете» стать лучшим другом для него.
Очень важно научиться избегать таких ошибок в интерпретации поведения окружающих, особенно когда они приводят к неприятностям. Учитесь останавливать свой поток мыслей и понять причину поведения человека.
А этому научиться можно просто – всегда давайте шанс другому объясниться и ставьте себя на его место, прежде чем делать скоропостижные выводы.
Берегите себя и любимых.