Найти тему
Заметки учителя

Снова о наболевшем: под прицелом учебник «Окружающий мир» для начальной школы

Оглавление

Сегодня мои коллеги активно обсуждали учебники для учеников начальной школы «Окружающий мир» и рабочие тетради к нему автора Плешакова А.А. Тема всплыла не случайно, а как следствие многочисленных обращений возмущённых родителей. В обеденный перерыв и я решила полюбопытствовать, взяв в аренду эти учебные пособия в библиотеке…

Папа, помоги!

На 6-й странице рабочей тетради задание для первоклассников: «С помощью взрослых напишите…». Позвольте, почему писать должны взрослые, если это тетрадь для первоклассника? Неужели учитель будет проверять, как справились с домашним заданием родители? Школа должна учить самостоятельности, а не зависимости: малышей – от взрослых, старшеклассников – от Интернета!

Три волшебных камня

Задание из области географии опять же для первашей: необходимо нарисовать известняк, кремень и гранит. Вопрос на засыпку: это любимые породы камней автора или выборочный подход при освоении дисциплины? Видимо, в окружающем мире нам встречаются только эти три камня, остальные скрыты где-то глубоко в недрах, а значит, знать их необязательно.

Собери цветочный пазл

Шедевр задания для первоклашек из области ботаники: необходимо узнать четыре растения по фрагментам. Выбор растений следующий: кактус, капла, гиппеаструм и сансевьера. Я не садовод-любитель, поэтому узнала только кактус. Изображения «фрагментов» не лучшего качества, все названия трудно проговариваемые даже для взрослого, что ждать от ребёнка? Как говорят, Google помощь, и опять же с помощью родителей – чтобы они тоже знали эти цветы.

Ниже «фрагментов» пустое место под фотографию толстянки. По заданию учителя нужно было её где-то сфотографировать, распечатать фото и наклеить, хотя задание предписывало рисунок. Клеить легче, но не у всех дома есть принтер. Заодно научат подменять факты: фотку вместо рисунка, рисованная валюта вместо настоящей, а почему нет – выводы делаются быстро!

Кстати, эти загадочные цветы попадаются в учебном материале ещё раз: их нужно узнать уже по силуэтам! Это как с камнями – других цветов у нас нет, либо Плешаков А.А. – их большой фанат.

Вот это уровень!

Задание для ученика второго класс: «подпиши гербы стран» не под силу даже политикам. Эх, опять лезть в Интернет… Чему учат детей – умению искать информацию в сети? Вряд ли с таким подходом в их памяти что-нибудь задержится.

Когда едет крыша

Крайне полезный опыт для каждого первоклассника – умение написать историю от имени своего дома. С такими заданиями не только у дома – у всей семьи «крыша» поедет.

Чужой дядя

Вслед за домом с собственной биографией в жизнь ребёнка врывается мутный персонаж – папа Серёжи и Нади, который постоянно занимается воспитанием чужих детей, требуя то рассказать, то нарисовать. К примеру, нарисовать мир «глазами кузнечика». Интересно, где работает этот дядя?

Говорят, что учебники для детей 3-4 класса написаны в том же шизофреническом духе, дети мечутся между частями тела, астрологией, историей и экологией. В общем, «смешались в кучу кони, люди». Весело!