Банк России в самом конце прошлого года отозвал лицензии еще у тройки страховщиков -- САО «Плато», ООО «Адвант-Страхование» и СМК «Урал-Рецепт-М». Точнее, они сами от лицензий отказались. Всего в 2019 году страховых компаний стало меньше на 21. Если шесть лет назад, в 2013 году, их насчитывалось 420, то сейчас осталось 178.
Плохо это или хорошо? Думаю, нормально, что рынок очищается от игроков, которые не способны выполнить требования регулятора. А они продолжают ужесточаться. Самое главное – это требование увеличить уставной капитал.
Сколько не боролось страховое лобби за то, чтобы этого не произошло, но войну оно проиграло. В результате, страховщики должны увеличить капиталы до 300 млн рублей (до 2021 года – до 240 млн рублей, в 2022 – до 240 млн), у страховщиков жизни итоговая планка 450 млн рублей. По состоянию на начало сентября 2019 года у 48 компаний уставной капитал был менее 300 млн рублей, в том числе у 30 компаний – меньше 180 млн рублей.
А значит в следующем году рынок страхования продолжит сокращаться. Чем это грозит потребителям? Ничем плохим. Если они оказались клиентами ушедшей с рынка страховой компании, то по закону им положена выплата компенсации. А дальше перейдут к другим, более надежным компаниям.
Оставшиеся становятся крупнее. В первом полугодии 2019 года больше всего клиентов было у 20 из 180 страховых компаний, которые собрали 83% всех премий, 100 компаний собирали практически 99,3% сборов, то есть оставшиеся 80 получили просто копеечные 0,7% общего премиального фонда. Они как раз и есть региональные страховщики, причем 60% премий собирают Московская и Ленинградская области. Уход с рынка очередной порции страховщиков нисколько на доступность страхования в регионах не повлияет, ведь самый популярный страховой продукт там – обязательное ОСАГО, приобретаемое через интернет.
Нина Фалей