15 декабря на 53-м фестивале японского кино Москву посетила Эйко Танака, продюсер и основатель Studio 4°C. В рамках ретроспективы студии Танака-сан представила российским зрителям картину Genius Party Beyond и выступила с открытой лекцией.
Благодаря Японскому Фонду и арт-объединению CoolConnections команде Crunchyroll в России удалось лично встретиться с Эйко Танакой и взять у неё интервью.
Можете рассказать, что побудило вас работать в аниме-индустрии? С чего всё началось? Какие работы и авторы вас вдохновляли?
Эйко Танака: Вы знаете, такой вопрос мне задают впервые. Дело в том, что по окончанию университета я устроилась в рекламное агентство. И когда мой начальник перешёл на другую работу, а именно в сферу анимации, он забрал меня с собой в качестве продюсера разных проектов. То есть изначально я не собиралась оказаться в этой сфере. Но я — очень ответственный человек. Если что-то начинаю, стараюсь доводить дело до конца. И так уж получилось, что судьба привела меня сюда.
Когда вы начали знакомство с аниме? Вы увлекались им до того, как начали работать в этой сфере и основали студию? У вас были любимые авторы?
Эйко Танака: Наверное, будет очень невежливо так сказать, но… в то время я вообще не интересовалась анимацией. Я даже не знала, кто такой Хаяо Миядзаки… неловко получилось (смеётся).
А что послужило причиной основания студии? Эйко Танака: Вы знаете, это всё — вопросы, которые мне никогда не задавали, поэтому я не уверена, могу ли я говорить правду (смеётся).
Как я сказала, изначально меня позвал за собой бывший начальник. Вскоре я поняла, что если ограничусь продюсированием, то никогда не узнаю, как создаются те проекты, над которыми работаю. Поэтому я решила, так сказать, изучить кухню. Постичь разработку анимации с нуля. Когда начала разбираться в этом процессе, в какой-то момент не на шутку увлеклась. Настолько, что пути назад уже не было. На старте мои познания были катастрофическими. Я даже не имела представления, как устроена киноплёнка: где у неё верх, а где — низ. В общем, не знала абсолютно ничего. Но я усердно изучала производство, и мне захотелось не только продюсировать фильмы, но и быть на самой кухне. Создавать работы, которые буду продюсировать.
Когда я начала работать в анимационной сфере, то поняла, сколько невероятно талантливых людей меня окружает. Моим руководителем был Ясудзи Мори. Это человек, который в своё время был фактически отцом японской анимации. Он воспитал Хаяо Миядзаки. Во многом благодаря тому, что за меня с порога взялся такой великий человек, я очень сильно увлеклась самой темой.
«Железобетон»
В одном интервью вы говорили, что в работе над аниме занимаетесь всем понемногу. Что вам больше всего нравится делать? Эйко Танака: Я работаю в этой сфере уже тридцать лет. Чего только не делала. Повторюсь, вы задаёте вопросы, которые мне раньше никто не задавал, поэтому приходится продумывать свои ответы. Очень необычное интервью (смеётся). Больше всего мне нравится кастинг. Процесс отбора режиссёров, состава будущей команды — вплоть до сэйю и музыкантов. Выбор всех составляющих проекта.
У вас есть персональные «любимчики» среди работ студии? Проекты, которые вам нравятся больше всего и работа над которыми вам особенно запомнилась? Что сделало их особенными?
Эйко Танака: Я отвечу не так, как вы бы хотели. Studio 4°C выпустила огромное число работ. Все они очень разные и по-своему индивидуальны. Разная картинка, разные темы. Но все они характерны для Studio 4°C и их объединяет общая стилистика. Это то, чем я горжусь.
Studio 4°C знаменита своими частыми коллаборациями с западными авторами. За границей более востребована авангардная анимация, нежели в Японии?
Эйко Танака: Главная наша цель — доставить анимацию за рубеж. И наоборот: к нам часто приходят иностранные режиссёры и продюсеры. Это обоюдный процесс.
«Аниматрица»
В работе над «Первым отрядом» вы сотрудничали с русскими продюсерами. Можете поделиться впечатлениями? Чем вам запомнилась работа над этим проектом?
Эйко Танака: Меня поразило, насколько горячи сердцем русские люди. Мы снова и снова обсуждали одни и те же вещи. Я вновь и вновь рассказывала им о своих пожеланиях и каждый раз получала одни и те же ответы. Это отбирало очень много сил — как физических, так и моральных. Их напор сразил меня окончательно. Но на все их запросы я отвечала одинаково, поэтому думаю, что они тоже устали от работы со мной (смеётся).
Российские продюсеры, с которыми вы работали над «Первым отрядом», недавно проводили опрос среди зрителей: стоит ли снимать продолжение. С вами проводились переговоры?
Эйко Танака: Изначально мы и планировали снимать вторую часть. Тогда ещё обсуждалось создание компьютерной игры по мотивам «Первого отряда». Режиссёр, который занимался первой частью, Ёсихару Асино, неоднократно говорил мне, что с удовольствием возьмётся за продолжение. В мою студию действительно поступали предложения, но как раз в то время у нас параллельно шло много проектов, поэтому мы, к сожалению, не смогли принять это предложение. А как сейчас обстоят дела, я, к сожалению, не знаю.
Если такое предложение поступит, вы бы хотели поработать над сиквелом?
Эйко Танака: У нас сейчас очень много работы. В ближайшее время это будет сложно. Но в будущем — конечно.
Studio 4°C всегда шла навстречу новым технологиям, включая трёхмерную анимацию. Ваша трилогия «Берсерк. Золотой век» была тепло встречена публикой, но последовавший за ней сериал, сделанный уже другой студией, в сети часто критиковали за анимацию. Что вы думаете об аниме-сериалах, сделанных целиком в 3D? Есть ли у них будущее?
Эйко Танака: 3D-анимация очень сильно повышает КПД. Это очень продуктивный метод. Достаточно один раз создать модель персонажа — и её можно использовать в каждой сцене при минимальных усилиях и затратах. За этой технологией стоит будущее японской анимации. Просто пока японцы ещё не совсем научились ей правильно пользоваться (смеётся).
Что вы думаете о современном состоянии индустрии аниме? Что изменилось за последние десять лет? В каком направлении, по-вашему, движется рынок?
Эйко Танака: Могу сказать про анимационные фильмы. Сейчас в этой сфере появилось много режиссёров, которые представляют новое поколение — после Хаяо Миядзаки. Это Макото Синкай, Мамору Хосода и многие другие известные имена, которые завоёвывают популярность на мировой арене. Я считаю, что мы должны взрастить следующее поколение. Наследников Макото Синкая и Мамору Хосоды. Уверена, их будет немало, и нас ждёт множество потрясающих работ.
В одном из интервью вы говорили, что Studio 4°C — своеобразная фабрика аниматоров. Вы дали начало карьере Масааки Юасы и других талантливых аниматоров. В последних работах студии задействованы опытные, известные режиссёры. Планируете ли вы в будущем работать с новичками, искать новые таланты?
Эйко Танака: Безусловно, это направление никуда не денется. Более того, у нас уже есть восходящие звёздочки, которых мы взрастили и которые готовы творить на правах полноценных режиссёров. Поэтому советую вам следить за нашими грядущими проектами. Я уверена, будет много интересного.
Genius Party Beyond
У Studio 4°C репутация создателей фестивальной анимации, но в 2019 году вы выпускаете полнометражное аниме «Дети моря», которое получает широкий мировой прокат. В каких направлениях вы планируете развивать студию?
Эйко Танака: На самом деле, мы изначально хотели, чтобы все наши фильмы показывали в широком прокате. К сожалению, так не получалось. И вот, после многих лет работы «Дети моря» наконец-то пробились к массовому зрителю, чему я несказанно рада. Мы не создавали нишевое аниме намеренно. Так уж получалось, что наши работы показывали только на фестивалях (смеётся).
Как вы познакомились с мангой «Дети моря»? Чем она вас зацепила? Почему вы решили её экранизировать?
Эйко Танака: «Дети моря» — отличная манга. В Японии она очень известна, у неё огромная фанбаза. Я уверена, что за экранизацию хотели взяться многие студии. Однако высокая детальность рисунка, глубина и широта мира — всё это было серьёзным вызовом, на который не каждая студия решится. Но сотрудники Studio 4°C неоднократно говорили мне, что хотели бы перенести этот мир на экраны. В конечном счёте, они сломили меня своим напором. Мы решили попробовать воплотить этот проект в жизнь. И у нас получилось.
Напоследок, можете назвать ваши любимые анимационные проекты последних лет?
Эйко Танака: «Добытчица». Она есть на Netflix. Про девушку, которая выживает в Афганистане. Чтобы прокормить семью, ей приходится притворяться мальчиком. Меня поразило то, насколько тщательно изображена тяжёлая жизнь женщины в условиях войны. И что фильм об ущемлении прав женщин завоевал такую известность. Я подумала, насколько же велика сила анимации, что она позволяет преодолевать такие границы. Я бы хотела, чтобы «Добытчицу» посмотрели все.
Читайте также:
«В "Дитя погоды" и "Джокере" есть схожий мотив»: интервью с Макото Синкаем