Вы, надеюсь, уже в курсе, что чиновники решили продать Сбербанк? Всего за 2,8 трлн рублей. Во столько оценил принадлежащие ему акции ЦБ. У регулятора там контрольный пакет – 50% плюс 1 акция, что автоматически делает крупнейший банк страны еще одним финансовым подразделением ЦБ. Поэтому, когда вы возмущаетесь, почему такие низкие ставки по вкладам и конские комиссии, то знайте, откуда ноги растут.
Интереснее всего то, что купить долю ЦБ должен не какой-нибудь загадочный китайский инвестор или арабский шейх, а наше родное правительство. Да-да, вы не ослышались: ЦБ продает банк правительству РФ. Это выглядит, как если бы, например, Минфин продал бы облигации Министерству экономики или Минсельхозу. На самом деле так оно и происходит – подавляющую часть государственных облигаций выкупают либо госбанки, либо пенсионные фонды, в которые вплоть до 2014 года поступали наши с вами налоги. Треть долга у спекулянтов из Европы и США, но это весьма ненадежный источник денег, чуть что пугливые иностранцы все продают и бегут с нашего рынка.
2,8 трлн рублей, много это или мало? Если сравнивать с бюджетом, то это почти шестая часть годовых расходов страны. Или примерно равно ежегодным расходам государства на выплату пенсий старикам (так называемый трансфер ПФР). А еще, как ехидно отмечают блогеры, эта цифра удивительным образом совпадает с суммой, которую наш регулятор потратил на спасение банковской группы «Открытие» и Бинбанка с Промсвязьбанком.
Но самое интересное другое: во-первых, откуда наше рачительное государство возьмет деньги (последние годы чиновники предпочитали копить, а не тратить), а во-вторых, а зачем перекладывать акции и так государственного банка из одного кармана в другой? Если на первый вопрос досужие журналисты вроде бы уже раскопали ответ (деньги есть в Фонде национального благосостояния, примерно 8 трлн рублей), то на второй пока никто не дал ясного объяснения.
По слухам, в ЦБ решили продать долю, чтобы избежать конфликта интересов. Согласитесь, что выглядит странно, когда мажоритарный акционер самого крупного банка в стране еще и регулирует рынок? Но лично мне кажется, что причина в другом.
Рискну предположить, что покупка доли в Сбербанке позволит правительству убить сразу двух зайцев. С одной стороны, получить «дойную корову», ведь банк уже не первый год платит щедрые дивиденды, примерно по 7-8% годовых. Сейчас эти деньги получает ЦБ, а будет бюджет. А с другой, если на это потратить деньги из «фонда будущих поколений», то можно будет снова скупать доллары и евро с рынка и не тратить их как это требует законодательство. Напомню, что при достижении объема ФНБ выше 7% от ВВП государство может инвестировать эти деньги в экономику.
Хотя проекты, в которые могут вложить деньги фонда, уже вовсю обсуждаются, но понятно, что это дело не завтрашнего дня. А пока суд да дело, чиновники могут подкопить еще валюты «на черный день», а тем временем деньги от продажи Сбера будут храниться в закромах ЦБ. Считай тоже у государства.
Конечно, я не специалист. И мои рассуждения могут кому-то показаться наивными. Но иной причины почему серьезные люди с умным видом обсуждают «сделку века» я пока не вижу. Для нас, как для потенциальных вкладчиков, от перемены мажоритария вряд ли что-то изменится.
Слава Добрый