Художник Покрас Лампас и петербургский ДЛТ выпустили совместную коллекцию одежды, которую назвали UPCYCLE THE FUTURE. Вещи, созданные из переработанного денима, можно будет приобрести в течение десяти дней. Продажи стартовали 9 декабря. О том, как создавалась коллекция, чем апсайкл привлекателен для художника и каким будет его новый магазин, Покрас Лампас рассказал во время встречи с поклонниками.
В лимитированную коллекцию вошли куртки, худи, шарфы и кепки с принтами в стиле Лампаса. Вещи, из которых создавали «капсулу», — это старые джинсовые изделия, которые получили вторую жизнь благодаря этому проекту. В октябре в универмаге установили специальный бокс, в котором все желающие могли оставить ненужный деним. За неделю было собрано около 500 вещей.
— Мы предложили приносить старые вещи из денима, чтобы потом их переосмыслить. В итоге их оказалось гораздо больше, чем подарков и каких-то других историй, которые для нас передавали. Люди приносили ненужную одежду просто потому, что считают это правильным. Вещи мы перекраивали, перешивали, комбинировали разные лоскуты, украшали. У них всех разная текстура, цвет, история… Для меня это история о том, что вещи часто — это художественный манифест. Над коллекцией работали разные люди, целая креативная команда. Именно это и есть одежда. Не просто продукт, который продается, а инициатива для действий, которые были произведены, — сказал Покрас Лампас.
Эту одежду можно купить в ДЛТ. В будущем в Петербурге откроется магазин с вещами от Лампаса. Сейчас под него ищут место. Причем это будет не просто торговая точка, а многофункциональное пространство. Туда художник хочет перевезти свою мастерскую.
— Я не вижу локацию для нашего бренда как бутик. Мне интересно объединить все в одном месте, создать точку силы. Одна зона будет отведена под мастерскую, которая полностью туда переедет, с полотнами и всеми инструментами. Вторая — шоурум, третья — ателье, где мы сможем кастомизировать вещи в любом тираже, тут же их снимать и презентовать.
Говоря о коллекции и осознанном потреблении, художник несколько раз акцентировал внимание аудитории на термине «апсайкл». По мнению Лампаса, его поколению он во многом ближе, чем ресайкл.
— Термин «апсайкл» взят не случайно. Это не просто переработка, это насыщение предмета новыми смыслами. Если ресайкл говорит о том, что мы должны переработать что-то до основы и потом из этой основы сделать новую вещь, то апсайкл — это больше про художественный объект. Про то, какой смысл мы ему даем. Здесь нет четкого паттерна, что нужно делать с вещью. Все очень индивидуально, зависит от кругозора, фантазии. Может, у вас дома есть какие-то инструменты, которыми вы не пользовались? Например, шариковая ручка. Ей можно делать потрясающие кастомизации. Можно окрасить одежду белую, можно что-то расписать. Вот приходишь в Эрмитаж и видишь к потрясающие полотна Яна Фабра, сделанные такой ручкой. И понимаешь, что это не просто пишущий инструмент.
Апсайкл по Лампасу — возможность возвести любую вещь в ранг искусства, когда объект становится уникальным и продолжает свою жизнь. Кастомизация — часть его будней. Покрас рассказал, что любит менять свою одежду под настроение. Причем необязательно для этого брать в руки нитку с иголкой. Иногда достаточно просто на вещь прикрепить булавками нашивку или значок. И вот он — новый смысл. Такую «геймификацию процесса» он считает актуальным и интересным форматом взаимодействия с той же одеждой.
— И мне неважно, ровно или неровно эта нашивка сделана. Мне важен сам факт, что я изменил вещь под настроение. Плюс через такую геймификацию я получаю новые знания. Наколю нашивку десять раз, на одиннадцатый буду точно знать, в каком положении на человеке она выглядит лучше всего. И дальше это знание можно в качестве экспертизы интегрировать в тиражные изделия.
UPCYCLE THE FUTURE — история про осознанное потребление. Об этом термине сегодня много говорят. Пожалуй, вектор на осознанность стал одним из восходящих трендов 2019 года. Но что это такое, до конца люди не всегда понимают. На вопрос, что же значит осознанное потребление для него, Покрас ответил: «Наверное, это более осознанное восприятие объекта, который мы покупаем».
— Сейчас в моде много маркетинга из-за цикличности сезонов, мы часто попадаем в его ловушку. Нам постоянно нужно что-то новое, соответствующее трендам. Всегда, когда я вижу новую коллекцию какого-то бренда, я вижу в ней работу дизайнеров, стилистов, художников — целой команды людей. Это очень круто. Но, покупая вещь, мы почти сразу забываем об этой работе и относимся к одежде как к чему-то самому собой разумеющемуся, — пояснил он.
По словам Лампаса, ежедневную осознанность он стал ощущать, еще когда начал рисовать.
— Для меня было нормально в повседневной жизни ходить в той одежде, которую в процессе работы я, например, испачкал краской. В этом есть своя эстетика. Я понял, что вещь не потеряла свой функционал после того, как на ней появилась дырка или пятно. Часто, когда я покупаю какую-то новую вещь, я уже вижу, как однажды ее раскрою, перешью, уничтожу, сожгу… получу из этого новый экспириенс. Формирование высказывания через новый инструмент — переход от точки, когда есть стандартный паттерн потребления, в паттерн нестандартный. Мы можем что-то создать, и оно от этого станет более выделяющимся.