Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«OM138»: первый в мире легковой дизельный двигатель

Оглавление

Важность изобретения Рудольфа Дизеля, для автомобильной индустрии сложно переоценить. Дизельный двигатель обладал отличной тягой и при этом расходовал меньше топлива, чем бензиновый аналог. Но только спустя почти 40 лет, дизель появился под капотом легкового автомобиля. Mercedes-Benz OM138 первый серийный легковой дизельный двигатель.

Первый легковой дизель

Mercedes-Benz Lo 2000
Mercedes-Benz Lo 2000

Компания Daimler-Benz в 1932 году, выпустила первый в мире серийный дизельный грузовик Mercedes-Benz Lo 2000. Новинка неплохо себя зарекомендовала и спустя год началась разработка дизельного двигателя, для легкового автомобиля. Руководителем проекта стал талантливый инженер Алберт Хисс, который имел богатый опыт в разработке моторов для гоночных Мерседесов.

Первоначально Хисс планировал адаптировать 6-цилиндровый мотор ОМ59 от Lo 2000. Но установив его в Мерседес Mannheim 350 в качестве эксперимента, стало понятно, что из-за чрезмерной вибрации и шума, ОМ59 не подходит на роль легкого мотора.

В 1933 году было разработано два опытных двигателя. Первый из них трехцилиндровый ОМ134 имел мощность 30 л.с., а второй четырехцилиндровый OM141 35 л.с. Достоверно не известно почему, но двигатели были признаны неудачными. В результате в 1934 году инженеры вернулись к идее адаптировать ОМ59.

Mercedes-Benz OM 138 – конструкция

Mercedes-Benz OM 138, хорошо виден плунжерный ТНВД фирмы Bosh
Mercedes-Benz OM 138, хорошо виден плунжерный ТНВД фирмы Bosh

На этот раз конструкция грузового дизеля была значительно переработана. Мотор лишился двух цилиндров, а для уменьшения вибрации, на маховик немецкие инженеры установили демпфер крутильных колебаний. Кроме того, установка облегченных поршней позволило сделать мотор весьма оборотистым. Максимальная мощность в 45 л.с. достигалась при 3000 об/мин.

ОМ138 в разрезе
ОМ138 в разрезе

Двигатель ОМ138 имел предкамерный впрыск топлива. ТНВД Bosh через форсунки впрыскивал топливо в форкамеру расположенную под углом в 45° над камерой сгорания. Позднее под форсунками появились свечи накаливания, которые упрощали пуск мотора в холодную погоду.

Таким образом главные недостатки мотора немцам удалось решить и в 1935 году OM138 пошел в производство.

Первый в мире легковой дизельный автомобиль: Mercedes-Benz 260 D

Mercedes-Benz 260 D в редком кузове ландо
Mercedes-Benz 260 D в редком кузове ландо

Первый серийный легковой дизельный двигатель предназначался для Mercedes-Benz 260 D (W138). Этот полноразмерный шестиместный автомобиль, предлагался в трех типах кузова: ландо, лимузин и кабриолет. Причем 260D в кузове ландо были самыми редкими, всего их выпустили 13 штук.

Между тем, Mercedes 260 D обычные покупатели встретили настороженно. Однако таксисты из берлинского таксопарка, куда в 1935 году отправились 55 машин, отнеслись к новинке очень благосклонно. Прежде всего их поразил низкий расход топлива в 9 литров на 100 км. К примеру, бензиновый Мерседес аналогичного класса расходовал все 13 литров. Более того, дальность хода дизельной машины, стала значительно выше и достигала 400 км.

Mercedes-Benz 260 D
Mercedes-Benz 260 D

В 1937 году модель претерпела незначительные внешние изменения, а спустя еще год получила полностью синхронизированную 4-ступенчатую КПП и увеличенный до 50 литров топливный бак. Таким образом дальность хода превысило 500 км.

После начала известных событий, в 1940 году производство Mercedes 260 D было завершено.

Оригинал статьи доступен на сайте autohs.ru

Если вам понравилась статья, обязательно поставьте палец вверх 👍 и пописывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

Инновации изменившие автопром навсегда

«С чего начиналась легенда»: 68 лет первому внедорожнику Toyota