Найти тему
Лекторий СПВ

Поп Гапон: как он стал лидером революционеров и виновником Кровавого воскресенья

Священник Георгий Гапон. Фоторепродукция из открытых источников.
Священник Георгий Гапон. Фоторепродукция из открытых источников.

События Кровавого воскресенья у нас не принято связывать с историей профсоюзного строительства. Между тем шествие к Зимнему дворцу устроил «легальный профсоюз» – «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Возглавлял организацию священник Георгий Гапон.

Его личность в советской истории несколько демонизирована. Гапона считали главным виновником трагических событий 9 января 1905 года. За ним прочно закрепилась слава провокатора и платного полицейского агента, а деятельность возглавляемого им собрания получила уничижительное название «гапоновщина». Однако какова бы ни была оценка событий 9 января и личности Гапона, не подлежит сомнению, что требования рабочих, озвученные в петиции, возникли не на пустом месте. В их основе лежало действительно тяжелое положение рабочего класса, его политическое и гражданское бесправие...

Еще до официальной даты рождения профсоюзов в нашей стране неоднократно предпринимались попытки создать организации наемных работников по профессиональному признаку. Такие объединения возникали и по инициативе властей, и как результат народного творчества.

Правительство рассматривало «легальные профсоюзы» как инструмент отвлечения рабочих от политической борьбы. Самой многочисленной такой организацией и стало упомянутое выше собрание, устав которого был зарегистрирован в 1904 году. Его деятельность сводилась преимущественно к организации различных кружков, библиотек, читален. В специально организованных клубах-чайных читали общеобразовательные лекции, проводились собеседования, музыкальные и литературные вечера. Обсуждались также вопросы заработной платы, условий труда, разъяснялись права рабочих, способы их коллективной защиты и др.

Собрание пользовалось большой популярностью среди рабочих, о чем свидетельствует и динамика роста его членов. Если в ноябре 1903 года в нем состояли всего 30 человек, то к декабрю 1904 года – от 8 до 10 тысяч. Внушительное количество для периода зарождения профсоюзного движения! Только саморекламой такой размах не объяснишь... Это показатель объективной потребности рабочих в объединении, в том числе и легальном, официально разрешенном.

Рисунок «Священник Гапон, пламенный петербургский реформатор». Художник М. Фред Фойт. Фоторепродукция из открытых источников.
Рисунок «Священник Гапон, пламенный петербургский реформатор». Художник М. Фред Фойт. Фоторепродукция из открытых источников.

Популярности собрания способствовала и личность самого Гапона. Даже после событий Кровавого воскресенья многие современники не воспринимали его как провокатора, который специально повел рабочих на расстрел, а считали революционным лидером. Однако его фигура идеально подходила даже и в том случае, если он действовал по наводке властей.

Будучи родом из крестьян Полтавской губернии, он хорошо понимал нужды и психологию простых тружеников. Рабочие полностью доверяли ему, охотно делились бедами и проблемами, обсуждали меры по улучшению своего положения. Кроме того, Гапон имел эффектную внешность, обладал недюжинным организаторским талантом и был незаурядным оратором. Пожалуй, с его авторитетом среди рабочих едва ли кто мог в то время конкурировать. Гапон пытался внушить рабочим следующую мысль: «Никаких правительственных денег нет, а есть только народные деньги, и чем больше их можно забрать от правительства, тем лучше».

Когда и при каких обстоятельствах возникла идея обратиться к царю с петицией, в точности не установлено. В петиции описывалось бедственное положение рабочих, выдвигалось требование устранить власть чиновников. Трудно не согласиться с общепринятым мнением, что петиция составлена в «верноподданническом духе». Она имела своим прообразом мирские челобитные XVII века, написанные в просительной форме. Для нее типичны такие выражения: «ты поставлен на счастье народу», «мы пришли к тебе, государь, искать правды и спасения», «не откажи в помощи народу твоему, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества» и т. д.

Однако само содержание петиции носило характер радикальных требований и даже угроз в адрес царя и правительства. Историки называют ее последней в российской истории челобитной и одновременно первой революционной программой. Главными требованиями петиции были уничтожение власти чиновников и созыв народного представительства в форме учредительного собрания на основе всеобщего прямого тайного и равного голосования.

К основным требованиям присоединялись дополнительные, необходимые «для лечения народных ран». Они состояли из трех частей: «Меры против невежества и бесправия русского народа», «Меры против нищеты народной» и «Меры против гнета капитала над трудом». Последняя часть представляет особый интерес в контексте создания профсоюзов в России.

Священник Гапон читает петицию в собрании рабочих. Рисунок неизвестного художника. Фоторепродукция из открытых источников.
Священник Гапон читает петицию в собрании рабочих. Рисунок неизвестного художника. Фоторепродукция из открытых источников.

В ней содержались требования отмены института фабричных инспекторов; учреждения при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих; свободы потребительно-производительных профессиональных рабочих союзов; восьмичасового рабочего дня и нормировки сверхурочных работ; достойной заработной платы и непременного участия представителей рабочих классов в выработке законопроектов о государственном страховании рабочих – немедленно.

Требования, изложенные в петиции, оказались настолько актуальными и жизненными, что нашли впоследствии полноценное воплощение в законодательстве, практике трудовой и социальной жизни, а также в деятельности профессиональных союзов. Они стали возникать явочным порядком именно во время первой русской революции.

С. Ю. Витте писал в своих воспоминаниях, что революционных выступлений могло бы не быть, если бы царское правительство и капиталисты не были глухи к нуждам рабочих и их семей. Эти слова не потеряли своего звучания и сегодня...

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.