Железные дороги в Индии — притча во языцех. Каждый видел фотографии людей, которые облепили поезд и держатся за выступы или едут на крыше. Действительно ли путешествия по Индии на поездах требуют обезьяний ловкости или это все постановка и фотомонтаж? Расскажу про наш опыт...
Отправляясь в Индию, мы были готовы ко многому и хорошенько подстелили себе соломки: спланировали интересный маршрут по Раджастхану, забронировали гостиницы и даже купили билеты на местные лоукостеры. Вот только с поездами вышла накладка. Для иностранцев самый простой способ купить билеты на поезд — придти на станцию лично... и вот тут начинаются приключения.
Как купить билет на вокзале Нью-Дели?
Железные дороги в Индии стоят недорого и действительно очень популярны, так что билеты желательно покупать сразу по прибытии и на весь маршрут, если сможете.
Самое сложное, с чем нам пришлось столкнуться на вокзале — поиск нужного зала (для иностранцев отдельные кассы). Мы заранее изучили советы бывалых, но все равно допустили все возможные ошибки и даже съездили по совету местной полиции в турагентство... Однако, главное найти на площади Бургер кинг и если он от вас справа, а впереди вокзал, то нужно войти в здание, пройти в левую часть, подняться на второй этаж и там будет зал для иностранцев.
Классы вагонов в поездах Индии
Иногда туристам бывает сложно разобраться в маркировке вагонов — вот вам небольшая шпаргалка:
First class Air-Conditioned (AC) (Code: 1A) — вагоны первого класса с кондиционером. Самый дорогой способ передвижения по Индии, зато вагоны похожи на наши СВ.
AC 2-tier sleeper (Code: 2A) — второй класс индийских вагонов похож на наш плацкарт, но кровати отделяются ширмой. Стоит значительно дешевле первого класса, но такие билеты труднее всего достать.
First class (Code: FC) — сидячие места по 6 человек в купе и по 2 на боковушках. Такой тип билетов подходит для коротких поездок.
AC 3 Tier (Code: 3A) — ближайший родственник нашего плацкарта. Самый популярный вариант у иностранных туристов и мы тоже прокатились в таком, хотя из Дели до Агры можно было брать СС.
AC chair Car (Code: CC) — сидячка обыкновенная. Из Агры до Джайпура ехать на такой далековато, но других доступных билетов не было.
Sleeper Class (Code: SL) — название «спальный вагон» не должно ввести вас в заблуждение. С нашими СВ у этого класса билетов нет ничего общего. На самом деле — это общий вагон, где в то, что мы считаем багажными полками используется как спальные места. К тому же в этих вагонах нет стекол, так что зимой очень холодно.
Впрочем, если вы думаете, что это те самые индийские вагоны, то ошибаетесь. Есть еще...
Second Sitting (Code: 2S) — «спальные» вагоны, куда билеты продаются без места. К тому же билеты здесь никто не проверяет, так что в такие вагоны набиваются толпы нищих индийцев и выбивать себе место придется с боем.
Сколько мы заплатили за билеты по Индии
В итоге мы смогли достать билеты на три направления:
Нью-Дели – Агра: 2 часа в пути и около 700 рублей за плацкарт (3А)
Агра – Джайпур: 5 часов в пути и 500 рублей за сидячий вагон
Джайпур – Удайпур: 8 часов в пути и 700 рублей за сидячку (других вариантов просто не было).
Вот как раз на третьем этапе наш план дал трещину. Во-первых, 8 часов в сидячке — так себе удовольствие. Во-вторых, нам понравился Джайпур и мы решили провести там еще одну ночь и нужно было бы снова покупать билеты. И, наконец, в-третьих — между Удайпуром и Джодпуром железнодорожного сообщения нет, а мы очень хотели посмотреть и голубой город.
Всем этим мы случайно поделились с гидом и в итоге нам посоветовали нанять автомобиль с водителем. За 4 дня в пути, 3 города и 1000 километров дорог мы заплатили всего 200 долларов (бензин, жилье и еда для водителя входили в эту сумму). Для примера, самолет из Джодхпура в Нью-Дели обошелся нам на двоих в 100 долларов.