Найти тему
Реальная история

Кандалы, взятки и сожаления. Как декабристы ехали в Сибирь

Пересылка декабристов в Сибирь была событием неслыханным. Больше сотни осужденных, в том числе, герои войны, дворяне и чиновники, отправились этапом для работы на рудниках. Рассказываем, как декабристы добирались до места ссылки.

Репин Н.П. Декабристы на мельнице в Сибири (Чита). 1830 г.
Репин Н.П. Декабристы на мельнице в Сибири (Чита). 1830 г.

Через Россию — в кандалах

Император Николай I старался сделать все возможное, чтобы изолировать мятежников и не допустить их общения. Осужденных вывозили ночью, каждого в отдельной телеге. Зимой телегу меняли на возок — дощатый ящик на полозьях. С каждым следовал жандарм, а перевозкой руководил фельдъегерь. Вопреки законодательству арестантов сразу заковали в кандалы.

Кстати, тогда было принято выбивать на кандальных замках пословицы или напутственные слова. Николаю Бестужеву, к примеру, достался замок с надписью «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь».

Каждый фельдъегерь получал жесткую инструкцию: никуда не сворачивать, в трактиры не заезжать, не говорить, куда и зачем едут, денег арестантам не давать. Разговаривать с посторонними или отправлять письма декабристам строго запрещалось. Останавливаться можно было только на почтовых станциях — там раз в два дня меняли лошадей и ночевали.

В декабристах зеваки сразу угадывали аристократов: «Это — не наши. Наши-то, горемычные, в Сибирь пешком идут». Некоторые не скупились на насмешки. Запутавшемуся в кандалах Волконскому некий крестьянин бросил: «Привыкай, барин». На это декабрист ответил двумя словами: «За вас».

В такие же кандалы были закованы декабристы
В такие же кандалы были закованы декабристы

Чаевые для жандармов

Инструкции соблюдались далеко не всегда. Поначалу декабристов селили в гостиницах, позволяли питаться в трактирах и городских ресторациях, мыться в бане. На обед даже заказывали вино. Впрочем, после первых доносов спохватились и запретили подавать вино.

Письма родственникам передавали через жандармов — те зашивали их в фуражки и подкладки шинелей. Сквозь пальцы смотрели и на встречи с родными. Семьи приезжали в города по пути следования декабристов, чтобы увидеть мужей и сыновей, передать письма и деньги.

Конвоира, «делавшего во время дороги всевозможные одолжения», первые восемь каторжников отблагодарили через родственников солидными суммами от 500 до 1500 рублей. Жандармы тоже получили хорошие чаевые.

Сожаления и планы

В дороге за декабристами бдительно наблюдали, а про все разговоры жандармы докладывали начальству. В донесениях сохранились записи: «Давыдов неоднократно тужил об оставленных пятерых детях», «Муравьев большею частию плакал и упрекал себя в том, что он по своей глупости сам стал причиной своего несчастия». Были и те, кто сохранял твердость духа. Например, Голицын строил планы будущей жизни в ссылке, как будет заниматься хозяйством и разведением сада.

Спасибо, что прочитали! Подпишитесь на мой канал про исторические фильмы и сериалы.

Вот несколько материалов, которые могут вас заинтересовать: