Откровенный разговор с бывшим "афганцем" из Киева, обиженным на Россию
Лето. Сдвинув столы, шумной компанией сидим в ресторанчике на болгарском побережье. Хотя всем нам уже под шестьдесят, отрываемся по-юношески. Наперебой травим советские анекдоты, танцуем вприсядку под местную музыку, поем про дорогую мою столицу (почему-то за границей на патриотические песни тянет).
Поздний час, в заведении безлюдно, только за дальним столиком приютилась одинокая пара нашего возраста, которая время от времени бросает на нас слегка завистливые взгляды.
Не выдерживаю, подхожу и приглашаю к нам за стол. Радостно соглашаются. Садимся, наливаем за знакомство. Оказывается, пара из Киева, он – бывший «афганец», она – врач. Имели небольшой салон на Крещатике, бизнес шел все хуже, дело продали, ищут дом на болгарском побережье, куда собираются переехать.
Сразу договариваемся: ни слова о политике. Мораторий действует минут десять. Добавив принесенной с собой «Хортицы», «афганец» начинает стандартный для нынешних украинцев монолог: зачем вы вмешались, оставьте нас в покое, сами разберемся. И далее набор аргументов на тему, как Россия сама разрушили союз с Украиной.
Шутки за столом стихают, вежливо слушаем, если кто-то пытается возразить, сразу его обрываем: пусть гость выговорится. Бессмысленно убеждать человека на седьмом десятке в том, что белое – это белое. Все, что он видел по телевизору, слышал и читал за последние годы, убедительно свидетельствует, что это черное.
«Афганец» с супругой – далеко не первые украинцы, с которыми мы знакомимся в Болгарии, куда часто ездим с супругой отдыхать. И все они говорят, как под копирку. Сначала мы пытались им что-то объяснить, но слушали они только себя, и с агитацией мы завязали. Если отбросить нюансы, то квинтэссенция всего услышанного – это ОБИДА на Россию.
За то, что мы отняли у них национальную жемчужину – Крым, заставив проголосовать крымчан под дулами автоматов.
За то, что из-за нас на их улицах теперь маршируют нацики и заставляют всех говорить только на мове (киевский «афганец», еврей по национальности, по-украински только понимает).
За то, что из-за неуклюжей российской политики Бандера стал национальным героем.
За то, что помешали им победить оборзевшую коррупцию.
За то, что не позволили им попасть в евросоюзовский рай, где их ждали с распростертыми объятиями.
Выговорившись, наш гость предлагает спеть «По долинам, и по взгорьям», на что радостно соглашаемся. На прощанье все братаемся, супруги настойчиво приглашают приехать к ним в гости в Киев, в их прекрасную квартиру на Крещатике. И хотя для всех это звучит, как «приезжайте к нам на Колыму», вслух «лучше вы к нам» не произносим и обещаем, что обязательно подумаем.
Они уходят в жаркую болгарскую ночь, обнявшись и слегка покачиваясь, а я смотрю им вслед и думаю, до чего же мы все одинаковые – из СССР которые. Как любим мы искать виноватых на стороне. И как готовы вцепиться в глотку любому, кто посмеет обидеть твою страну – пусть нищую, еле дышащую, ослепшую, но любимую.
Не мне читать моралитэ нашей журналистской и политологической гвардии, которая день за днем все более искусно и хлестко припечатывает Украину к позорному столбу, но хотелось бы, чтобы при этом выступающие и пишущие обличители иногда вспоминали, что испытывает каждый из нас, когда Россию полощут на каждом западном токовище.
Да, время от времени кое-кто оговаривается, что имеет в виду не всю страну, а киевский режим, но почему-то делают это все реже и реже. То ли уточнять стало лень, то ли действительно всех украинцев в безнадежные записали.
И вот уже на телешоу появляются убеленные сединами общественные деятели, которые на голубом глазу призывают порвать с Украиной, как с зачумленной, так как все ее зазомбированное население само виновато в том, что терпит такую власть, и даже не протестует на улицах.
Как будто эти самые деятели не толкали на партсобраниях пламенные речи про близкое коммунистическое будущее, а дома, на кухне не чехвостили советскую власть. Как будто не голосовали, потупив глаза, за исключение из партии (читай – за слом жизни) своих друзей. Как будто не проверялись, оглядываясь по сторонам, прежде чем произнести вслух то, что на самом деле думают.
И уж точно никто из них не выходил на улицы с плакатами против засилья КПСС, рискуя быть увезенным в воронке. И только когда государство затрещало по швам, кое-кто из них присоединился к толпам протестующих.
Так почему же они считают себя вправе требовать сегодня от украинских обывателей, чтобы они выходили на улицы? Ведь встретит их там не одряхлевшая и в душе сочувствующая советская милиция, а «конкретные» ребята с дубинками и автоматами.
Да, у нас тоже в душе ОБИДА на наших соседей.
За то, что отреклись от нашей общей истории и великой культуры, променяв их на скудный набор из танцев в вышиванках, Украинку и Грушевского.
За то, что заставили себя поверить, что восставшие на Донбассе сами себя обстреливают, убивая своих жен, стариков и детей.
За то, что устроили нам санкционную жизнь, и, как дети, радуются теперь каждой новой западной оплеухе, полученной Россией.
За то, что, по большому счету, предали нас, польстившись на европейскую манну, которую так и не получили.
Обиды, обиды, обиды. Утихнут ли они когда-нибудь?
Я оптимист, и отвечу утвердительно. И вот почему. В самом начале 90-х, работая на телевидении, я одним из первых российских журналистов попал в югославское пекло и повидал там такое, что мало кто видел и мало кто теперь вспоминает. Кровь лилась рекой не только на фронте, целые села вырезали по этническому признаку (и сербы, и хорваты), чего, слава Богу, нет сейчас на Украине.
Прошли годы. Сербы с хорватами живут не сказать, чтобы очень дружно, но постарались забыть прошлое. Конечно, боль и обиды остались. Но и те, и другие стараются загнать их поглубже – во имя нормальной жизни своих детей, которые никого не убивали.
Прощаясь, «афганец» из Киева приоткрыл мне причину долготерпения украинцев по отношению к нынешней своей власти. Они готовы терпеть все что угодно, лишь бы их дети пожили в светлом европейском будущем. И дело даже не в деньгах, доверительно убеждал меня мой новый знакомый, хотя и они, конечно, не помешают.
Большинство граждан Украины, в том числе русских, свято верит: только европейцы со своим универсальным набором ценностей, законов и правил реально смогут перекроить совково-олигархическую жизнь бывшей республики СССР на новый лад. Именно они станут гарантами свободы слова и независимых судов, борьбы с коррупцией и по-настоящему демократических выборов. А вместе с Россией, которая сама еще болеет, все это затянется слишком надолго, если вообще возможно.
Вот тогда и стал мне понятен главный секрет современного украинского самосознания. Не хотят они выздоравливать вместе с нами. Не хотят долго и нудно принимать дозированные лекарства, делать необходимые процедуры и соблюдать режим. К ним пришел чудо-доктор с одной-единственной пилюлей для моментального избавления от всех недугов, и они радостно ее проглотили. Правда, сейчас начали понимать, что волшебное лекарство как-то не очень помогает, даже хуже становится, но продолжают искренне верить, что оно подействует на их потомство.
Что я мог тогда ответить своему собеседнику? Включить контрпропаганду и рассказать, что таких пилюль не бывает и что выздоравливать всегда лучше вместе с братом, помогая друг другу, нежели с малознакомым и равнодушным к тебе человеком?
Бесполезно. Скорее всего, он и сам все это в глубине души давно уже понял. Вот только вымолвить вслух не хочет, гордость не позволяет. Упертые они там, на Украине, ребята.
Абсолютно такие же, как мы.
Буду признателен за подписку на канал - впереди много интересных материалов. На лайки тоже не обижусь.
Возможно, вас заинтересуют другие статьи канала:
7 неудобных "почему?"
европейским журналистам
Общеевропейская курица
Почему болгары не едят собственные продукты