"Мастер и Маргарита" - один из самых "московских" текстов в русской литературе. "МиМ", как и "Собачье сердце", неоднократно разбирали и анализировали (и продолжают это делать по сей день). Существует огромное количество маршрутов, предлагающих посетить места действия книг. Большинство из них, естественно, сосредоточены в центре Москвы, но есть и такие, что находятся на периферии. Одно из них - психиатрическая клиника доктора Стравинского, где томится Мастер, и куда привозят незадачливого поэта Ивана Бездомного после его встречи с Воландом. Логично предположить, что и это место существовало в реальности, а значит, и его можно найти и рассмотреть.
И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Особо въедливые читатели могут еще раз изучить текст романа, ловя малейшие детали и отсылки. Остальные могут воспользоваться помощью "Булгаковской энциклопедии", которая уже провела анализ за них.
"Посмотрим, чем мы располагаем. Во-первых, это за чертой старой Москвы; во-вторых, оттуда можно было уехать на троллейбусе; в-третьих, река; в-четвертых, сосновый бор; в-пятых, старый парк; в-шестых, балкон; в-седьмых, лечебное учреждение должно быть знаменитым; в-восьмых, место расположения - в районе Ленинградского шоссе; в-девятых... кажется, все. Похоже, что для поисков признаков достаточно. Возьмем теперь довоенные справочники лечебных учреждений, справочник улиц Москвы, транспортные справочники и схемы города. Составим список больниц и клиник, находившихся тогда за чертой города в районе Ленинградского шоссе. Знаете, сколько получилось? Сорок две. Теперь отбросим те, что далеко от воды. Осталось тридцать три. Из тридцати трех лечебных заведений только одно оказалось на берегу реки напротив соснового бора."
ЧТО ЭТО ЗА "ТОЛЬКО ОДНО"?
Исследователи полагают, что была Химкинская городская больница № 1 (второй вариант - старое здание клинической больницы МПС на Волоколамке, но сегодня не о нём). А если быть точнее - один из её корпусов, построенный незадолго до революции. Попробуем его найти?
Наверное, это единственная усадьба в Москве, расположенная не "перед МКАД" и не "за МКАД", а практически "под МКАД" - настолько кольцевая автодорога нависает над бывшим усадебным парком. Ныне старинное здание зажато между автострадой, новыми больничными корпусами и торговым центром "Капитолий". Но так было не всегда.
А КАК БЫЛО?
Для этого придется перенестись в прошлое, когда города Химки еще не существовало. На этом месте шумел сосновый бор, в котором пряталось несколько дореволюционных дачных посёлков (для удобного доступа к которым была открыта станция "Химки" Николаевской железной дороги) и небольших деревень. Одним из таких поселений было село Козьмодемьянское, выросшее вокруг церкви святых Косьмы и Дамиана. За несколько веков оно сменило многих владельцев, включая Бориса Годунова. В окрестностях Козьмодемьянского доставалось от местных партизан и польско-литовским интервентам Смутного времени, и наполеоновским войскам, а дойди сюда нацисты в ходе Битвы за Москву - сдается, "огребли" бы и они! После 1812 года вокруг Козьмодемьянского осталась, в основном, выжженная земля с руинами усадебного дома, которые никого особо не интересовали. Когда местность стала популярной у дачников в начале XX века, ее приобрел купец С.П. Патрикеев, который заказал строительство новой усадьбы, похожей на средневековый замок, знаменитому архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю.
Краевед Ольга Яковлева даёт такое описание усадебного дома:
Располагался он в глубине участка и внешне напоминал средневековый замок. На въезде в усадьбу были установлены те самые белые столбы, давшие ей неофициальное название, находящееся в обиходе до настоящего времени, хотя сами они уже давно разрушились... Фасад дома дробился на несколько разных по форме и размеру объемов, перетекающих один в другой, что является весьма характерным приемом как для самого Шехтеля, так и для стиля модерн в целом. По диагонали друг от друга располагались две круглые башни, одновременно сходные и несходные между собой. Ризалиты уличного и паркового фасадов завершались щипцовыми кровлями и были включены в разные по виду и характеру композиции. Со стороны улицы акцентами симметрично-асимметричной архитектоники главного фасада стали большая угловая башня и щипец ризалита. А со стороны парка к ризалиту примыкал пятигранный в плане объем. Здесь находился вестибюль с плоской крышей-балконом, с которой можно было обозревать окрестности. Дом огибал балкон-терраса первого этажа. Фасады здания были облицованы глазурованным кирпичом и светло-серой камневидной бетонной штукатуркой. Весьма примечательны интерьеры дома. Вестибюль, выполненный в формах рационального модерна, был отделан деревянными панелями, его украшало зеркальное окно, освещавшее швейцарскую. В правой части коридора первого этажа, проходящего через все здание, находился беломраморный камин с богатой резьбой, сохранившийся до настоящего времени. Над камином висело зеркало, заключенное в арочный проем с рельефом в виде стилизованного растительного орнамента. Коридор с крестовыми сводами вел к монументальной трехмаршевой деревянной лестнице. На лестницу выходило большое трехчастное витражное окно. Рисунок витража был выполнен в сложной цветовой гамме, и в нем варьировались изображения провисающих нитей и гирлянды шаров. Начало лестницы освещалось вытянутым вверх изящным прямоугольным светильником.
Большинство источников сходятся на том, что жить здесь Патрикеев не собирался - он неплохо чувствовал себя в роскошном доме на Театральной площади. Скорее всего, он планировал "снимать сливки" с состоятельного дачного общества - по крайней мере, в одном из изданий утверждается, что "Особняк был предназначен С.П.Патрикеевым не для жилья, а для устройства модного загородного ресторана. Однако Священный Синод запретил открытие ресторана по соседству с храмом". Возможно, поэтому к началу Первой Мировой купец отдал свою усадьбу под госпиталь, который был оборудован по последнему слову техники. В таком виде он достался молодой советской власти, которая продолжила использовать усадьбу в медицинских целях. Одним из отделений было "нервно-психиатрическое". Возможно, именно оно и стало прообразом для булгаковской "Клиники Стравинского". Собственно, больницей это здание и осталось до наших дней.
И ЧТО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС?
Формально - территория больницы. Но корпус, похоже, не используется и оставлен разрушаться. В сети можно найти статьи, авторы которых прогуливались по территории и даже осматривали интерьеры (самую интересную настоятельно рекомендую почитать здесь). Сейчас все входы закрыты на висячие замки, часть окон чуть ли не замурованы, а на территории царит атмосфера запустения, особенно ощутимая в промозглый бесснежный декабрь 2019 года. Попасть в остатки усадебного парка можно только по предварительной договоренности, или преодолев забор по периметру, но для первого варианта у меня нет контактов, а для второго я омерзительно законопослушен.
Храму святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, в плане сохранности, повезло чуть больше. Первая, деревянная, церковь появилась здесь в XVI веке. Каменное здание построили в 1730. Несмотря на несколько пристроев, а также секуляризацию и превращение в типографию при советской власти, до наших дней церковь дошла в мало изменившемся виде.
Химки имеют репутацию обыкновенного пригорода, где не осталось никакой старины. Несмотря на то, что формально улица Правобережная относится к Москве, из Химок сюда добираться гораздо проще (да и изначально эта местность принадлежала сначала дачному посёлку, а потом и одноименному городу). И это, кстати, не единственный пример старинных архитектурных памятников в округе. Но об остальных я еще успею рассказать. А пока - до новых встреч на канале "Путешествия Ленивца"!