Найти тему
Кино-Панк

«Вторжение»: очередной «ответ Голливуду»

Кадр из фильма «Вторжение»
Кадр из фильма «Вторжение»

В первый день нового десятилетия в российских кинотеатрах выходит новый фильм Федора Бондарчука «Вторжение». Эта картина – продолжение блокбастера «Притяжение». Мария Михайлова рассказала, как развивается история и стала ли новая часть лучше предыдущей.

Продолжение, как и «Притяжение», рассказывает зрителю о земной девушке Юлии, которая становится центром конфликта между своей планетой и внеземными существами. Во вступлении показывают, как Юлию делают в буквальном смысле «подопытным кроликом» - ученые из научно-военного центра погружают ее в камеру сенсорной депривации и рассматривают ее способности, которые пробудились в героине после контакта с пришельцами. Подавленная, девушка пытается забыться, но ее вдруг выводит из апатии инопланетянин Харитон, который в первом фильме исчез – а Юля думала, что погиб. Теперь она вместе со своим возлюбленным будет искать способ спасти планету от вторжения неземного разума, контролирующего средства связи и желающего уничтожить девушку, ведь ее новые способности представляют угрозу для вселенной.

Кадр из фильма «Вторжение»
Кадр из фильма «Вторжение»

Как только на экране начинают разворачиваться основные события, зрителю буквально не дают передохнуть и понять, что происходит с героями. Вопросы будут даже у тех, кто смотрел первую часть – неизвестна предыстория Харитона, из информации о том, что изменилось в его жизни, только не вполне удачная шутка «я работаю, у меня есть дом и огород», которую инопланетянин повторяет несколько раз, как будто в надежде, что от рефренов она станет смешнее. Точно так же приходится отыскивать информацию о потерянном временном промежутке по крупицам, из слов самих же персонажей: например, Артем, бывший парень Юли, из-за травм и последующего инсульта, полученных во время боя, становится практически инвалидом, неспособным нормально разговаривать и имеющий проблемы с координацией. Впрочем, эти проблемы не мешают ему управлять роботом или садиться за руль – и это лишь одна из логических погрешностей картины. Помимо известных героев с не до конца выясненными обстоятельствами прошлого в фильм неожиданно вводят нового героя – сурового телохранителя Юли, закаленного, исполнительного парня, моральные принципы которого не особенно высоки, но который сильно привязан к своей жене и ребенку. Он тоже преследует Юлю по своим собственным соображениям и становится для главной героини еще одним опекуном.

Кадр из фильма «Вторжение»
Кадр из фильма «Вторжение»

В самом концепте взаимодействия героев кроется большая ошибка сценаристов. В фильме создали почти мелодраматичную атмосферу, скорее напоминающую «Сумерки», чем космический блокбастер. В центре сюжета – хрупкая, ничего не понимающая Юля, вокруг нее творятся страсти – искалеченный бывший парень стремится исправить ошибки, Харитон хочет увезти ее на другую планету, телохранитель, то ли через страх, то ли через ненависть, все равно помогает ей и защищает героиню. Вся эта ситуация складывается несмотря на то, что сама девушка по своим возможностям превосходит любого жителя планеты: ее ранения в воде сами заживают, она способна управлять потоками космической энергии, она сочетает в себе адаптированного землянина и силу инопланетной мощи. Но большую часть фильма даже ее друзья обращаются с ней, как с водородной бомбой, а не как с другом или девушкой – ее способности никто не помогает контролировать или развивать, на что зрителю было бы намного интереснее смотреть.

Кадр из фильма «Вторжение»
Кадр из фильма «Вторжение»

С актерской игрой и диалогами тоже вышла беда. Олег Меньшиков и Сергей Гармаш – и в силу опыта, и в силу того, что их роли лишены ненужной молодежной драматичности – выглядят на экране органично и понятно, но они единственные, кому действительно удастся посочувствовать. По отношению к главной же тройке героев вряд ли можно испытать какие-либо эмоции. Диалоги, вместо того, чтобы быть емкими и сильными (что особенно важно в фильме-экшне, где на разговоры остается совсем мало времени), выглядят безжизненными, до максимума упрощенными и банальными. Повторы шуток, непонятные препирания, кому идти в магазин за водой для раненой Юли, короткие перебросы репликами с избитыми высказываниями о любви и дружбе – все это заставляет думать, что в картине можно было бы и вовсе обойтись без разговоров и это бы никак не сказалось на качестве фильма.

Кадр из фильма «Вторжение»
Кадр из фильма «Вторжение»

Несомненный плюс «Вторжения» - компьютерная графика. Сцены погонь, драк, эффектный апокалипсис выглядят внушительно и качественно. Сразу становится понятно, ради чего вообще снимался фильм: сформулировать задумку режиссера можно тем самым избитым стремлением «дотянуть до уровня голливудских блокбастеров». В этот раз с уверенностью можно говорить о том, что тот самый заоблачный уровень был достигнут. Однако создатели картины не учли, что сама тема инопланетного вторжения, уничтожения мегаполиса успели уйти далеко в прошлое. Даже самые массовые и поверхностные блокбастеры перестали эксплуатировать тему пришельцев, пытающихся захватить мир – эта тенденция была актуальна еще в двухтысячных и к концу второго десятилетия точно перестала интересовать публику. Поэтому, как это часто происходит с российским массовым кино, цель была поставлена слишком узко и локально – фильм получился зрелищным, но с точки зрения драматургии, свежести и оригинальности – уже никому не нужным.