Район Печатники на юго-востоке Москвы известен, прежде всего, Николо-Перервинским монастырём. Он был основан ещё во времена Куликовской битвы, но первое упоминание о нём датируется 1600-ми годами. Это что касается истории. Жители самого района характеризуют Печатники как промзона с жилой застройкой. Всё ли так критично?
История
Название район получил по бывшей селу, располагавшемуся в этих местах. А уж сама деревня Печатниково была названа, скорее всего, в честь старинного воинского рода Печатниковых, упоминание о представителе этого рода, Владимире Печатникове, значится в летописях 1558 года. Есть ещё две версии происхождения названия деревни - в 18 веке здесь красили ситцы, то есть занимались "печатанием". Третья версия связана с печатанием книг, которое было организовано при Николо-Перервинском монастыре.
В середине 20-ого века Москва начала расширять свою территорию. В то время село Печатники (а с ним ещё несколько деревень, отразившихся в названии улиц современного района, Батюнино, Курьяново, Кухмистерово) принадлежало городу Московской губернии (области) Люблино.
В начале 60-х годов город Люблино вошёл в состав Москвы, а район Печатники стал самостоятельным. Позднее здесь начнётся снос деревень и дачных домов, для точечной застройки. Кстати, до сих пор в районе Печатники можно встретить двухэтажные домишки сталинской застройки, в микрорайоне Курьяново (о нём я писал в этой статье).
Дорожная ситуация
Исторически сложилось, что район Печатники оказался заключённым со всех сторон. Москва-река с юга и запада, Курское направление железной дороги с востока, вечно стоящие Волгоградский проспект и ТТК с севера. Поэтому выехать отсюда довольно проблематично. Попасть в соседние районы довольно сложно, это можно сделать через два односторонних тоннеля, по вечерам и утрам из-за них суровые пробки. Но можно воспользоваться и Курьяновской набережной, которую открыли совсем недавно, раньше она была частью охранной зоны из-за Сабуровского железнодорожного моста государственной важности.
В центр два пути - либо попытаться попасть на Волгоградский проспект, либо на ТТК через Южнопортовую улицу. Чтобы выехать из города нужно тоже постараться - многие жители пользуются для этого Люблинской улицей, на которую можно попасть только через те самые односторонние тоннели, построенные, к слову, в 1907 году, рассчитанные на гужевой транспорт. Но скоро всё изменится - через восточную часть района, параллельно Курской ж/д, пройдёт ЮВХ (Юго-восточная хорда). Она свяжет Печатники с другим берегом Москва-реки, людям не придётся проводить кучу времени в старых тоннелях, пытаясь выехать на Люблинскую улицу. Выехать из района станет гораздо проще.
Общественный транспорт
С общественным транспортом здесь тоже не сладко, до недавнего времени. В районе действует только одна станция метро, Печатники, добираться до неё из отдалённых точек района больше двадцати минут на автобусах. Хоть и интервалы движения основного маршрута 292 в часы-пик от двух до трёх минут, не забываем, что в районе в это время постоянные пробки. Также в районе есть станция городской электрички МЦК Угрешская.
Правда, добираться до неё из жилого сектора Печатников довольно долго, единственный автобус, 736, даже в часы-пик ходит раз в 20-30 минут. Но масштабный проект этого года - МЦД - коснулся района Печатники с очень позитивной стороны. Один из минусов района - Курское направление ж/д - стало плюсом. Ведь, по сути, жители получили лёгкое метро (или городскую электричку, как хотите) в 10 минутах ходьбы практически из любой точки района.
Это станции Кубанская (Люблино-Дачное), Депо, Перерва. В скором времени откроются ещё две станции, Печатники и Курьяново. Таким образом, все жители района получат скоростной рельсовый транспорт в шаговой доступности. Более того, жители микрорайона Курьяново после 2025 года получат собственную станцию метро новой, Бирюлёвской линии. Есть в Печатниках даже трамвайная линия, правда, находится она тоже далеко от жилого сектора.
Промзоны
А что с промзонами? Здесь их действительно много. Это и бывшие заводы, и гаражные кооперативы, и очистные сооружения, и разгрузочные пункты (местный Южный порт - крупнейший речной вокзал для промышленных судов). К слову, благодаря этому, бензин в районе один из самых дешёвых в городе - от 35 рублей за АИ 92, колонка находится на Южнопортовой улице (про качество бензина сказать ничего не могу).
Жители Печатников обоснованно говорят про свой район: "Две трети - промзона". Жилой сектор проходит, по большей части, вдоль главной улицы района - Шоссейной, вытянутой с севера на юг. Запахи здесь стоят "божественные" - недалеко располагается НПЗ (Нефтеперерабатывающий завод), от него больше половины Юго-восточного административного округа Москвы вопит, Печатники не исключение. Также в самом районе находятся Курьяновские очистные сооружения, куда сбрасывается канализация со всей Москвы.
Плюс к этому, совсем недавно в Курьяново была свалка, но по поручению мэра С. Собянина, её полностью вывезли, а на её месте организовали парк. Более того, часть Курьяновской промзоны скоро вообще реорганизуют, ещё с 2012 года здесь планируется построить современный жилой квартал у набережной, прямо около женского СИЗО (ещё одной достопримечательности района).
Социальные объекты
В районе есть собственный кинотеатр, где часто проводятся муниципальные мероприятия. На площади около него город частенько организовывает небольшие отростки фестивалей "Московские сезоны", но отдельной площадки для этих целей пока не создали. В Печатниках всплеск супермаркетов на любой вкус, это Перекрёстки, Пятёрочки, Авоськи, Магниты, FixPrice, Дикси, Лента и Атак (мини-Ашан). Также есть целая россыпь несетевых продуктовых магазинчиков, которые частенько предлагают качество и цену приятнее, нежели мастодонтов рынка.
В районе действует ярмарка выходного дня, специализированные рыбные, мясные, молочные магазины, а недалеко от станции Депо можно найти самые дешёвые куриные яйца в городе, от 20 рублей за десяток (оптом ещё дешевле). Это связано с тем, что тут разгружаются поезда, следующие с Курских, Тульских, Серпуховских фермерских хозяйств. По паркам тоже не бедно, вдоль набережной раскинулся Таллинский парк (парк Печатники), в Курьяново появился парк Технических видов спорта, около станции Кубанская (Люблино-Дачное) организовали небольшой народный парк. Лично я из этих троих порекомендую для прогулок только Таллинский парк.
Итоги
Как мы видим, Печатники постепенно, как и вся Москва, пытается отряхнуться от промзон. Исторический район столицы становится удобным для жизни. Новые дороги, транспорт, жильё. Надеюсь, через 10 лет, Печатники станет очень похожим на соседний район Марьино, где промзон практически нет.