Первое, на чем акцентирую внимание: взгляд женский, но не феминистический. Это означает, что эмоционально-романтическая мифологизация феминизма тут будет подвергнута анализу не с меньшей тщательностью, чем тотальное отрицание всех аспектов этого явления. А явление имеет место быть. Причем, не только на словах.
Итак. Человечество существует не первый век и даже тысячелетие. К тому же, западноевропейская цивилизация - не первая, не единственная и во многих вопросах далеко не прогрессивная. Дикарь с палкой-копалкой и дикарь с гаджетом отличаются развитием техники, созданной кем-то другим (палка - природой, гаджет - заводом-изготовителем).
Итак.Человечество существует не первый век и даже тысячелетие. К тому же, западноевропейская цивилизация - не первая, не единственная и во многих вопросах далеко не прогрессивная. Дикарь с палкой-копалкой и дикарь с гаджетом отличаются развитием техники, созданной кем-то другим (палка - природой, гаджет - заводом-изготовителем). ечество существует не первый век и даже тысячелетие. К тому же, западноевропейская цивилизация - не первая, не единственная и во многих вопросах далеко не прогрессивная. Дикарь с палкой-копалкой и дикарь с гаджетом отличаются развитием техники, созданной кем-то другим (палка - природой, гаджет - заводом-изготовителем).
Как-то я уже говорила, что на наше мировосприятие сильнейшим образом влияет постепенность развития фото и видеосъемки. Наши глаза нам говорят, что до середины двадцатого века жизнь была черно-белой, затем в ней появились цвета, но качество картинки оставляло желать лучшего. И знание о том, что и двести, и тысяча двести лет назад трава была зеленой, а небо голубым, на наше отношение к истории влияют гораздо меньше. Иными словами, до появления цифровой фото и видеосъемки жизнь была серо-унылой. Тем более, серо-унылой она была для женщин. Или нет?
Вырвемся из плена «темного средневековья». Заглянем в Древний Египет. Никаких феминистических лозунгов. Есть кастовое либо классовое расслоение на рабов и господствующие классы. Очевидно, говорить о бесправии рабынь смешно не по причине половой принадлежности последних. У мужчин-рабов прав не больше. А что со свободными женщинами? По финансовым документам они имели возможность получать образование, заниматься интересующей их деятельностью, оставив заботы о семье на плечах иных членов семьи или управляющих. Власть? Декларируемая власть и власть реальная - вещи разные. У современной женщины-чиновницы ее поменьше, чем у иной жены фараона. Вообще, о необходимости давать чины женщинам громче всего кричат те, кто иным образом управлять не умеет. Бесталантные крикуньи.
Оставим Древний Египет и перенесемся в Древний Рим. Рабство относим к рабству, а не к угнетению конкретно женщин. По документам женщины бесправны. А на деле? А на деле есть два типа брака. Причем, по постоянству борьбы с разводами, популярен именно тот, где женщина приходит к мужу для сожительства при раздельном имуществе и может вместе со своим имуществом в любой момент отвалить обратно в дом отца.
Древний Вавилон? В противостоянии партий Ассирии и Вавилонии одним из важных факторов общественного спокойствие было признание законными браки вавилонских аристократов с женами-иноплеменницами. То есть, женский вопрос без всяких воплей о «правах» женщин решался мужчинами в пользу женщин. Что до власти в женских руках, то три поколения Ассирийских царей «прислушивались» к решениям царицы Закуту, вертевшейся в политике, как рыба в воде.
Почему же женщины не требовали «равноправия»? А, нет, требовали... Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Глава 17. «У Салпаада же, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина, не было сыновей, а [только] дочери. Вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца. Они пришли к священнику Елеазару и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам, и сказали: Господь повелел Моисею дать нам удел между братьями нашими. И дан им удел, по повелению Господню, между братьями отца их». Это к вопросу имущественного бесправия женщин по Библии.
Перечислять якобы достижения феминизма задолго до возникновения самого феминизма реализуемые женщинами в самых разных уголках Земли можно бесконечно. Сюда попадут и литературная деятельность японских придворных дам, и купчихи Византии (кстати, любившие брюки и предпочитавшие их традиционной неудобной в путешествиях одежде). Даже декларация равноправия прописана в той же Библии (Первое послание к Коринфнам, начало 7-й главы. Кто хочет, сам прочтет).
И все же, феминизм - не каприз, в своей сути - не идеологическая манипуляция и, хотя содержит элементы агрессивной пропаганды, процент этой пропаганды в нем не больше, чем в распиаривании экологических проблем или в лоббировании ЛГБТ.
О причинах и ошибках феминистических идей поговорим завтра.