23 декабря 2019 года Советом Федерации был одобрен законопроект №747528-7 «О внесении изменений в закон «Об электронной подписи». Остался 1 этап – подписание Президентом, и поправки будут опубликованы, а с 1 июля 2020 года изменения начнут действовать.
Что поменяется?
Законопроект вносит существенные изменения:
1. Аккредитованный удостоверяющий центр получает право хранить ЭЦП в облачных сервисах. Он же будет подписывать ею документы по поручению владельца.
2. Появятся способы идентификации заявителя, в т. ч. путем получения данных из единой биометрической системы.
3. Ужесточатся требования к удостоверяющему центру: срок аккредитации — 3 года, 100 млн. руб. страховых средств, а также не менее 1 млрд. руб. собственного капитала или 500 млн. руб., если у него есть филиалы или представительства в 3/4 субъектов РФ.
4. Ряд органов получают исключительные права на выдачу ЭЦП: ФНС, Казначейство, ЦБ. Им не нужно соответствовать указанным выше финансовым требованиям.
5. Вводится «доверенная третья сторона» — уполномоченное юридическое лицо, которое будет проверять подписанные электронной подписью документы на достоверность с помощью специальных программно-аппаратных средств и ставить «метку доверенного времени».
6. ЭЦП, выданные на территории иностранных государств и соответствующие требованиям к ним, будут иметь юридическую силу на территории РФ.
Для чего разрабатывался законопроект?
На рынке работает много компаний, уполномоченных выпускать ЭЦП, но они не могут проверить подлинность данных заявителей. С этой целью были внедрены новые способы идентификации. Еще одна задача — это повышение качества работы УЦ.
Было зафиксировано много случаев мошенничества с ЭЦП, когда злоумышленникам удавалось проводить незаконные сделки с недвижимостью на многомиллионные суммы через Госуслуги с помощью электронной подписи. Изначально законопроект был направлен на повышение информационной безопасности, сокращение рисков участников электронного документооборота, совершенствование защиты.
Еще одна причина — это унификация ЭЦП, чтобы одну подпись можно было использовать и для подачи деклараций, и для закупок, ЭДО и т.д.
А как будет на самом деле?
Поправки в закон существенно расширяют полномочия ФНС, приводя едва ли ни к монополии ее прав на выдачу ЭЦП. Как известно, снижение конкуренции всегда неизбежно ведет к падению качества услуг. Но дело не только в ФНС. Эксперты высказывают противоречивые мнения по поводу последствий принятия законопроекта:
- снижение информационной безопасности: закрытая часть ключа ЭЦП не должна передаваться никому, кроме его владельца. В результате принятия законопроекта им фактически получает возможность распоряжаться удостоверяющий центр, который будет хранить ключ;
- потребуется материально-техническое обеспечение хранения ЭЦП в облачных сервисах, внедрение изменений в работе всех гос. порталов. А, значит, неизбежно подорожание ЭЦП;
- документооборот (ЭДО) компании станет прозрачным для удостоверяющего центра;
- ФНС и другие органы, которые получат исключительные права на выдачу ЭЦП столкнутся с повышенной нагрузкой, а значит не исключены сбои в работе, которые могут привести к остановке деятельности всех организаций и срыву госзаказов;
- проверки «доверенной стороной» потребуют больше времени, отсюда задержки и более длительное подписание документов.
В упрощенном виде последствия нововведений сводятся к тому, что налоговая (УЦ) сама выдает ключ, сама же подписывает им документы от имени юр. лица, но стоить будет такая ЭЦП намного дороже.