Найти тему
imlight ru

«Казанская осень-2016»: республиканская традиция, которой быть

Уже шестой год подряд кульминацией всех торжеств в честь Дня Республики, отмечаемого 30 августа, стал международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». По традиции праздничный салют раскрасил сердце Казани вместе с финальными аккордами Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского.

За два дня до фестиваля в Казань прибыли несколько тонн сценического, звукового и светового оборудования. Прокатный департамент компании «Имлайт» приступил к монтажу сцены на площади у Дворца Земледельцев – постоянном месте проведения «Казанской осени». И это событие вошло в новостные выпуски местных телеканалов – столица республики пристально следила за подготовкой к одному из ярчайших и ожидаемых культурных событий региона.

В День Республики столицу Татарстана накрыло проливным дождем, что, впрочем, в какой-то мере тоже традиция. И именно опасения, связанные с погодными условиями, помимо прочих творческих обстоятельств (от ред. – Госоркестр Татарстана последний месяц был погружен в титанический труд – запись всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича), могли отменить симфонический open-air. По признанию Александра Сладковского, создателя и идейного вдохновителя «Казанской осени», в этом году оркестр был намерен отказаться от проведения фестиваля, но город настоял, чтобы двухчасовой праздник классической музыки под открытым небом, ежегодно собирающий тысячи неравнодушных к высокому искусству слушателей, состоялся.

-2

Александр Сладковский – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан

В этом году мы принципиально не хотели проводить «Казанскую осень», потому что всегда есть какие-то проблемы с погодой и сопутствующими обстоятельствами. Но зрители и организаторы городских торжеств буквально потребовали, чтобы фестиваль был, потому что «Казанская осень» уже стала неотъемлемой частью нашей культурной традиции. Вы сами видели, что сегодня до обеда лил страшный дождь, и я не представлял, как мы сможем это все сделать. Но уж не знаю, с чем связано, но в какой-то момент вышло солнце, стало тепло, и мы начали этот праздник, который, конечно, остается в памяти у горожан на долгое время.

Симфонические оpen-air-фестивали – потрясающее явление, объединяющее огромное количество людей: и любителей классики, и тех, кто понятия не имеет об этом роде музыкального искусства. Этот формат позволяет расширить аудиторию концертных залов – в первый раз услышавшие живой звук на открытом воздухе и непременно только в хорошем акустическом исполнении, так или иначе поддаются этому музыкальному колдовству. Проведение таких фестивалей всегда будет иметь особую важность, потому что масса людей подпитывается этой неповторимой атмосферой и энергетикой.

«Казанская осень-2016» приготовила для слушателей великолепные образцы русского оперного искусства и классическую татарскую музыку в исполнении звезд республиканской оперы и эстрады – вместе с Госоркестром Татарстана и Александром Сладковским на сцене выступили Филюс Кагиров, финалистка шоу «Голос» Эльмира Калимуллина, солисты казанской оперы Артур Исламов и Венера Протасова, а также Екатерина Воронцова.

Екатерина Воронцова
Екатерина Воронцова

Екатерина Воронцова – студентка Казанской консерватории, солистка-стажер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля

Я впервые принимаю участие в «Казанской осени», впервые работаю с симфоническим оркестром под управлением Александра Сладковского. Ощущения фантастические! Мне доводилось петь со многими оркестрами, но это совершенно иной уровень, высочайший профессионализм. Разумеется, open-air подразумевает свои исполненческие сложности, но здесь – звук отличный, работать легко. Город, как на ладони, и ты поешь на необозримое пространство – это особенная, непередаваемая атмосфера.
Венера Протасова
Венера Протасова

Венера Протасова – солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля

Я не знаю, как этого добиваются, но сегодня на сцене у меня было ощущение, что я пою в закрытом помещении – настолько созданы комфортные акустические условия для исполнителей!
Эльмира Калимуллина
Эльмира Калимуллина

Эльмира Калимуллина – заслуженная артистка Республики Татарстан, финалистка шоу «Голос»

Буквально 10 дней назад мне посчастливилось выступать вместе с симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского на 50-летии Нижнекамска. Концерт такого уровня жители города, наверно, услышали впервые – мне до сих пор приходят восторженные отзывы. И сегодня мне доверили петь на Дне Республики, что, конечно, большая честь.

Открытая сцена – это всегда миллион нюансов. Разумеется, когда ты работаешь в зале – и стены отражают звук, и заполняемость зала дает свою акустическую специфику. На открытой же площадке звук «летает», но так важно, чтобы до каждого уголка импровизированного зала дошел живой настоящий звук без примеси металла. В Нижнекамске мы работали с компанией «Имлайт», которые нас технически поддерживают и сегодня на «Казанской осени». И я спокойна, не переживаю вообще ни за что, потому что работают профессионалы своего дела. Эти ребята делают все на высшем уровне!
-7

Воссоздание акустики академического концертного зала на открытой площадке считается высшим пилотажем звукоусиления. Перед отделом проката «Имлайт», уже в пятый раз обеспечивающим техподдержку оперного фестиваля «Казанская осень», как и во все предыдущие годы работы на этом open-air классической музыки, стояла главная задача – симфонический оркестр и солисты оперы должны прозвучать со всей своей реалистичной мощью и чистотой в любой точке импровизированного «зрительного зала».

Достигнуть должного акустического эффекта без звуковых потерь и искажений на огромном открытом пространстве, распростертом между сферической архитектурой Дворца Земледельцев и набережной реки Казанки, помог комплект звукового оборудования Meyer Sound. Всего за два дня технические специалисты компании «Имлайт» смонтировали сценический павильон, провели установку звукового, светового и медиавизуального оборудования. В ночь накануне Дня Республики на сцене «Казанской осени» звукорежиссер Владимир Рябенко, создающий звуковую картину фестиваля с самого его основания в 2011 году, провел самый ответственный этап подготовки – расстановку и настройку микрофонов.

-8
Владимир – супер-профи в своем деле, неслучайно он занимает такой пост, неслучайно он работает в Мариинском театре, неслучайно он один из самых востребованных сейчас специалистов. Как профессионал не требует никакого дополнения – сегодня я даже ни разу не поднялся в его звукорежиссерскую рубку, потому что всецело ему доверяю. Это огромное везение и смысл всей затеи, чтобы один профи стоял за звуковым пультом, а другой – за дирижерским, – подчеркнул художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. – Маэстро Сладковский не раз отмечал высокий уровень профессионализма Владимира Рябенко и степень своего доверия к нему.
-9

Владимир Рябенко – режиссер звукозаписи Мариинского театра (Санкт-Петербург), постоянный звукорежиссер оперного фестиваля «Казанская осень»

Расстановка микрофонов – это технология, существуют разные школы, направления, но главное – максимально точно передать пространственные и тембральные ощущения оркестра. Разумеется, зал и открытое пространство – это абсолютно разные условия, «на воздухе» звукорежиссер должен сам формировать звучание оркестра. Перемещая классический оркестр на открытое пространство из помещения, где присутствуют первичные отражения, звучание акустики самого зала, нужно пользоваться законами пространственного звучания оркестра в зале – ведь изначально оркестр не предназначался для улицы и звукоусиления. Помимо того, что существуют сложности технического плана (когда и микрофоны, и колонки звукоусиления находятся близко друг к другу, и в связи с этим возникают проблемы с feedback или «обратной связью», в народе именуемой «заводкой»), необходимо показать, что перед нами находится именно оркестр, а не набор «электро-музыкальных» инструментов. Это одна из главных задач и трудностей в звукоусилении, где тебе «не помогают стены», которых просто нет. Для того чтобы оркестр звучал максимально естественно, необходимо, чтобы до микрофона «произошло множество звуковых событий», то есть звук должен перемешаться прежде, чем попасть на мембрану микрофона. Если этого не делать, а, предположим, разместить микрофоны максимально близко к источнику звучания (многие, к примеру, любят ставить «прищепки» DPA 4099 на струнные инструменты), то вы никогда не получите естественное звучание струнных. У вас будет звучать канифоль от смычка в виде «моноточки» – нет ни плановости, ни тембра. Единственный помощник – взаимодействие разных инструментов в оркестре, которое и нужно передать. В противном случае вместо ощущения звучания струнных вы получите тембр «strings» клавишного инструмента. В этом и состоит главная трудность – передать звучание оркестра, а не набор непонятных непространственных и плоских «моноточек», которые потом нужно еще и обрабатывать. Проще сразу поставить пьезодатчики на скрипки или пробить отверстия для джеков, будет честнее! Я не говорю, что нельзя пользоваться DPA 4099, эти микрофоны должны быть, как одно из средств выразительности, но далеко не главное. В звукоусилении оркестра необходимо максимально правильно передать фронт звучания оркестра, а это как раз и зависит от расстановки микрофонов.

Конечно, здесь, на площадке «Казанской осени», я не могу одновременно находиться во всех точках, чтобы отследить равномерность звука, конечно, в настройке мне помогают специалисты – системные интеграторы. В этом плане с «Имлайтом» работается отлично: ребята – молодцы, делают очень хорошую ровную звуковую картину. И в принципе, если я стою здесь, в данной конкретной точке, и мне нравится акустика, значит на этой площадке везде так.
-10

Андрей Мошонкин – руководитель прокатного департамента компании «Имлайт»

Оперный фестиваль «Казанская осень» шесть лет назад стал первым опытом работы в звукоусилении классического оркестра на открытой площадке. В 2011 году, когда мы только начинали сотрудничество с госоркестром Татарстана, для нас это был своего рода не только эксперимент и испытание наших технических возможностей, но и точка отсчета в освоении симфонического open-air – сложнейшего формата в индустрии проката.
-11
Я обратил внимание, как сегодня работали операторы, мгновенно выхватывая мои жесты, предвосхищая следующий сюжет, чтобы создать динамичную, эмоциональную трансляцию концерта. И вот даже через эту, отдельную часть такого большого механизма, как оперный фестиваль под открытым небом, чувствуется, как меняется стремительно подход, становится принципиально иным, глобальным, всесторонним, когда профессионалы не только за пультом делают свое дело, но и всё в совокупности работает на отличный результат. Совершенству нет предела, это всем известно, и мы еще не совсем виртуозно владеем искусством проведения таких праздников живой классической музыки, но на сегодняшний день то, что мы делаем в контексте российских стандартов – это эталонно. Мы не будем сейчас обсуждать западные традиции и возможности, но то, что сегодня в России есть такие люди и такие команды, очень обнадеживает. – отметил Александр Сладковский.

Перейти на официальный сайт « ИМЛАЙТ »