Kw.19 Krupp 7,7-cm L27 Krupp-Daimler KD1 (Sd.Kfz, 1)
Страна Германия
Производитель Krupp-DMG (Daimler-Motoren-Gesellschaft)
Произведено: 63 + 49 (Sd.Kfz, 1)
Годы производства 1918-1930
Экипаж 8
Сухая масса, 11,250 тн
Бронирование: 5 мм
Вооружение: FLAK Krupp 7,7-cm L/27
Получив в свое распоряжение отличное шасси Krupp-Daimler KD1 военные быстро примеряли его к разным вариантам использования, так как тягач полностью соответствовал требованиям к зенитным автопушкам у Круппа сразу заказали 240. Хотя до конца войны оставалось меньше месяца. Конструкция благополучно пережила послевоенную разруху и стала первой специальной машиной возрождающегося вермахта, получив обозначение Sd.Kfz 1. Зондер Крафтфарцойг (нем. Sonderkraftfahrzeug, аббревиатура Sd.Kfz.) — в переводе на русский «автомобиль специального назначения». Специальная номенклатура сформированная Управлением вооружений, распространявшаяся на все виды подвижной военной техники. По этой номенклатуре индекс состоял из собственно аббревиатуры Sd.Kfz. и порядкового номера, записанного арабскими цифрами. Так последняя машина имперской армии - Kw.19 стала первой машиной Вермахта.
По итогам применения зенитной артиллерии на полноприводных грузовиках типа Kw.14 от Круппа и Рейнметалла 19 сентября 1918 года было принято решение о принятии на вооружение в качестве лафета для моторных орудий нового тягача «Крупп-Даймлер» KD1. Все было отлажено, пушки взяли от Kw.14, а шасси уже год серийно производилось. Систему обозначили как машину 1919 года - Kw.19. Сразу заказали 240 автопушек, первый прототип испытали уже в октябре, до конца войны на заводе «Даймлер» в Штутгарте построили 63 77-мм автопушки.
В отличие от базового тягача автопушку оснастили мощной лебедкой, барабан которой размещался перед радиатором машины с приводом от основного двигателя. Трос толщиной 16 мм имел тяговое усилие до 5 тонн, а его полная длина составляла 150 метров. Бронировались только жалюзи капота. На специальную платформу с откидывающимися для увеличения рабочей платформы бортами монтировалась на тумбе уже проверенная в боях 7.7cm BAK L/27 Krupp, по крайней мере 4 машины были изготовлены с 7.5cm FlaK 14 L/36 Krupp. Экипаж ЗСУ состоял из 7-8 человек: 6 артиллеристов, водитель и его помощник.
Большинство из зенитных установок согласно условиям Версальского мирного договора уничтожили в 1920 году. Но и оставшихся хватило в возрождающейся армии Веймарской армии для понимания, что эта удачная система при определенных доработках способна решать большинство артиллерийских задач на поле боя. И хотя на военных машинах какая-либо защита орудия и расчета отсутствовала, в 20-х годах ввели изогнутый лобовой бронещит, превратив ЗСУ в САУ.
Уже в 1919 году сохранившиеся зенитные самоходки Kraftwagen 19 стали поступать на оснащение немецкой армии, засветившись в боевых действиях против красных мятежников в Берлине. С 1924 года производство было возобновлено, дополнительно было выпущено еще 49 модернизированных машин. Наиболее активный период их использования пришелся на 1924-1933 гг., когда рейхсвер в тайне проводил армейские маневры, используя Kw.19 в качестве САУ и танков для отработки взаимодействия частей и изучения тактических возможностей различных видом вооружений..
В рейхсвере оставшиеся зенитки по новой системе обозначений получили первый номер - Sd.Kfz.1.
Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/kraftwagen19.htm
Waffen-Arsenal 155 Heeresubliche Kraftfahrzeuge und Anhunger der Reichswehr
Кирилец С. Автомобили-Зенитки в Первую мировую войну.