По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден...
Вчера, 26 декабря ушла из жизни Галина Волчек — последняя из группы основателей уникального театра «Современник».
Евгений Евстигнеев (1992 год), Олег Ефремов (2000 год), Игорь Кваша (2012 год), Виктор Сергачев (2013 год), Лилия Толмачева (2013 год), Олег Табаков (2018 год) — и вот теперь Галина Борисовна так холодно замыкает круг.
С нею вместе уходит эра легендарного демократического театра, фанатичной преданности высокому этическому искусству. Не сочтите за пафос. Но удивительную жизнь талантливого увлеченного человека сложно описать обыденными словами.
С самого первого спектакля и до последнего дня Галина Борисовна без жертвенно отдала свою жизнь «Современнику». Она стала одной из немногих счастливчиков, для которых работа была более увлечением, страстью, удовольствием, нежели трудом по обязательству.
Так случилось с первой роли и первой постановки - «Вечно живые», которую юные выпускники школы-студии при МХАТ репетировали ночами после рабочего дня. Премьеру играли поздно вечером, и по ее окончании, до утра обсуждали спектакль со зрителями.
Я думаю, что именно такая премьера и есть самое убедительное и трогательное признание в любви театру и актерскому искусству.
Конечно, много искренних слов и пышных фраз скажут в эти дни о Галине Волчек и ее заслугах. Но лично я, как зритель, благодарна Галине Борисовне за тот экспериментальный шаг, породивший новый театральный стиль, на который она решилась в далеком 1973 году. Создавая спектакль « Восхождение на Фудзияму», она не побоялась снять актеров с пьедестала сцены и перенести действие в зрительный зал. Такой прием требует от актеров высочайшего мастерства и полного погружения в роль, так что зрители видят не иллюстрацию событий, а саму жизнь без символизма и театральных преувеличений, и становятся ее неотделимой частью.
Это впечатляющая находка и неоценимое наследие тем актерским и режиссерским поколениям, кто найдет в себе талант и смелость продолжить тонкий, правдивый, психологический театр, заставляющий зрителя думать, чувствовать и стремиться к свету и человечности.
Со скорбью и благодарностью...