Случилось это в конце апреля , в середине восьмидесятых. Два трактора ДТ-75, которые еще зимой были отправлены в капитальный ремонт, наконец сделаны и их предстояло своим ходом перегнать в совхоз на бригаду. За тракторами послали меня и старого тракториста Петра Фроловича, который имел опыт общения с мастерами районной МТМ. Он знал, что следует обратить внимание во время осмотра и приемки трактора и умел заставить устранить все замеченные им недоделки.
До мастерской, где делали трактора, нас довезли на совхозном УАЗе. Опытный Фролович, сразу пошел в общежитие мастерской, где забронировал на одну ночь два места и только потом мы нашли механика, стали осматривать трактора. Как и следовало ожидать, старый тракторист тут же нашел кучу претензий по ремонту, плюс ко всему недокомплектацию некоторых деталей навески и электрооборудования. Так как Петр Фролович был известной в районе личностью, его портрет висел на доске Почета возле здания райкома, то механик выслушав и записав все претензии, пообещал все устранить и доукомплектовать к вечеру этого же дня.
Выезжать на ночь глядя, на непроверенных на ходу тракторах, было не разумно, поэтому, переночевали в общаге. Утром, подписав акт о приемке и загрузив в кабину одного из тракторов ящик с новыми фарами, болтами и ремнями, которые механик презентовал Фроловичу, лишь бы он скорей уехал со своими требованиями, мы, наконец то двинулись в сторону дома. Ехать предстояло по грунтовке сорок километров, так что нас изрядно натрясло на не размятой новой ходовой. Дорогой несколько раз останавливались, осматривали трактора на предмет потеков масла или ослабления крепежа каких- то деталей, но все было в порядке.
Беспокоило одно, начинающийся паводок. Село наше расположено между двух не больших рек, но во время паводка они разливались и затопляли всю округу, в том числе и насыпь с дорогой ведущей в село. Село оказывалось как бы на острове на неделю, а то и дольше. Иногда, насыпь дороги не выдерживала напора, идущей через нее талой воды и ее размывало в нескольких местах. Так случилось и на этот раз. Когда уезжали за тракторами, вода только подступала к дороге, но за одну ночь все переменилось, мощный паводок затопил всю округу, вдобавок несколько водоворотов, на месте насыпи указывали на то, что дорогу уже начало размывать.
Остановившись у края воды, Фролович походил по берегу и спросил у меня: « Будем у знакомых куковать в соседнем селе или попробуем переехать ?». «Трактора, как известно не плавают , кругом вода»- ответил я ему. Но он уже принял решение , что поедем через летний брод, там хоть и разливается шире, зато глубина меньше чем у насыпи. По лесной дороге мы проехали километра четыре и оказались возле большой низины, которая казалась небольшим озером.
Летом через русло реки можно было проехать на мотоцикле, здесь обычно перетаскивали тракторные сцепы на ближайшие поля. Но сейчас русло реки едва угадывалось по кустам ивы росшей по берегам. Заглушив трактор, Фролович непонятно чему обрадовался и указывая на одинокую березу, стоящую неподалеку от воды и сказал , что ерунда ,проедем, вода до березы не дошла, значит все нормально, делай как я и все получится.
Увидев, что он снимает ремень вентилятора, я проделал то же самое, затем он дал мне большой полиэтиленовый мешок из- под удобрений, видимо прихватил заранее из дома и предупредил, что вода в русле будет заливаться в кабину, обе ноги засунуть в мешок и встать на сидение. Дальше следовало ехать точностью за ним на второй скорости и газ держать чуть выше среднего, чтобы волной в воздухозаборник не захлестнуло. По широкой низине проехали спокойно, вода даже не скрывала гусеницы, не представляя, как Фролович угадывал дорогу, я, чуть отстав, ехал за ним.
Вот, наконец, кромка кустов, а значит русло реки. Я увидел, как трактор Фроловича клюкнул носом и заглубившись до середины радиатора спокойно выехал на другой берег. Наблюдая за ним, я забыл про мешок и когда трактор пошел в глубину, едва успел запрыгнуть на сидение и, держась за рычаги фрикционов, тоже переехал водную преграду. Все таки, я успел черпануть холодной воды в сапоги, когда запрыгивал на сидение, но не заметил этого, так как видимо, переволновался форсируя в первый раз такой глубинный брод.
На берегу, не торопясь поставили ремни на вентиляторы и Фролович признался, что уже несколько раз , таким образом трактора переплавляет и каждый раз тоже побаивается, хотя, на целине приходилось и не такие реки форсировать.
Такой вот рисковый парень был в молодости Петр Фролович, да как я понял, он и сейчас не промах.