Этот текст посвящен первому серьезному испытанию на пути тогда ещё мифической кругосветки. Каким же безумием тогда это казалось: идти сотню километров по неизведанным тропам через горы. Оттуда, откуда тебя никто не ждал, туда, где тебя никто ждёт...
Идти дальше совсем не хотелось - дорога до начальной точки отправления, деревни Кызыл-Хая, вымотала напрочь. К тому же, сверху навалились все предыдущие походные деньки и осознание того, что впервые за путешествие я остался в одиночестве.
Люди в автомобиле как обычно запугали местными тувинцами, хотя сами они, разумеется, тоже были тувинцами. Только из-за этого я решил не останавливаться в Кызыл-Хая, а идти дальше. Рюкзак, дополненный запасами еды, давил на плечи, но выбора как будто и не оставалось.
Дорога тянулась вдоль берега шумной горной реки. Она то появлялась на глаза, то снова пряталась среди густых кустарников, облюбовавших берег. Пожелтевшая листва светилась от яркого вечернего солнца. Позади возвышалась громадина горы, пик которой украшала снежная шапка. Вскоре слева и справа появились холмы - долина реки сужалась.
Впереди показался деревянный мост через реку. Перекошенный и гнилой, он заставил призадуматься, прежде чем я ступил на него. Дорога извивалась вдоль то одного берега, то другого. Незаметно начали сгущаться сумерки и я решил все же ставить палатку. Нехитрый ужин - китайская лапша и дешевый чай, скрасили остаток утомительного дня…
Проснулся от мороза. Изрядно продрогнув, вылез наружу. На траве лежал иней, палатка покрылась ледяной коркой. Утренняя мгла уже спадала и стало ясно, что еще один погожий день в Тыве мне обеспечен. Нужно было лишь дождаться, пока солнце выглянет из-за холмов. В ожидании его, я надел все теплые вещи, что имелись: термобелье, флиску, куртку-мембранку, шапку, зимние перчатки; и занялся завтраком.
Пока на горелке разогревалась и доходила до нужной кондиции замерзшая гречка, которую я замочил с вечера, оттаяла палатка. Стряхнув остатки льда со своего жилища, я скинул тент и растянул его на траве. Первые лучи солнца только-только выглянули.
За час, что ушел на сборы, солнце пригрело настолько, что пришлось вновь раздеваться. оставшись в джинсах и футболке, я накинул на плечи рюкзак и отправился в путь.
Пейзаж не менялся, оставаясь по прежнему удивительно красивым. Низины сменялись холмами, а золотистые кустарники пожухлой травой. Река извивалась и бежала между камней, добавляя звуковое сопровождение окружающему пейзажу.
Вскоре передо мной возник брод. Быть может когда-то здесь и был мост, но сейчас от него не осталось совершенно ничего. Лезть в ледяную воду горной реки совсем не хотелось, но выбора не было. Как только я разулся, сзади подъехал трактор с прицепом. Из прицепа на меня удивленно взирали местные жители. Трактор появился очень вовремя и совсем неожиданно - я не слышал его приближения из-за шума воды. Перекинув рюкзак и себя через борт прицепа, я переехал реку. Тувинцы совсем не говорили по-русски и куда они ехали осталось неизвестным. Возможно, за дровами или сеном. Буквально через пятьдесят метров они свернули в сторону ближайшего холма. Мне пришлось выпрыгнуть и продолжить путь.
Вскоре возник еще один брод и здесь уже помощи ждать было неоткуда. Задрав по колено джинсы я вступил в ледяную воду. Ступни тут же обожгло холодом, но поборов первое желание выйти наружу, я сделал еще один шаг. Мощное течение хлестануло по ногам, намереваясь сбить меня, стащить со скользких глыб и утянуть в глубину. Я сдерживал крик, нещадно матерился про себя и шел вперед. Берег приближался гораздо медленнее, чем хотелось бы. Когда наконец-то вышел на сушу, то ступней я не чувствовал. Я рухнул на камни, пытаясь согреть ноги.
И снова пошел дальше. Километр за километром я оставлял позади. Вскоре среди холмов впереди появился просвет - условное ущелье, по которому я шел заканчивалось. Дорога взметнулась вверх.
Я поднялся на уступ и передо мной открылась совсем другая картина: огромная, практически бескрайняя степь раскинулась под ногами. Лишь венец далеких гор окаймлял ее. Река, вдоль которой я шел, растеклась, образуя пойму. Тут и там виднелись сверкающие заводи и озерца. На другом берегу стояла юрта, вдалеке паслось стадо яков. Я скинул рюкзак и остался созерцать открывшуюся мне картину.
Позади послышался шум. Обернувшись, я увидел старенький японский внедорожник, медленно ползущий в гору. Махнув рукой, остановил его и поместился в салон. Путешественники, что находились в автомобиле, ехали в Монголию и предложили составить им компанию. Я же еще не до конца насладился природой, поэтому не готов был просто так взять и уехать в цивилизацию. Проехав на джипе около пяти километров, я вышел у степного озера Ак-Холь. Путешественники тоже решили притормозить у озера и пообедать. Накормив себя и меня сытным бигусом, они уехали, а я вновь остался один. У берега сверкающего прозрачного озера, среди бескрайней степи.
16 сентября 2016 года
Подписывайтесь на канал, комментируйте - это вдохновляет!