Юрий Тынянов родился в уездном городе Режица Витебской губернии в семье состоятельного врача. Затем семья переехала в Псков и Юрий поступил в Псковскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Будучи студентом историко-филологического факультета Петроградского университета Тынянов активно участвовал в работе Пушкинского семинара и историко-литературного кружка. В 20-х годах прошлого столетия Юрий Тынянов преподавал литературу в школе, читал лекции в Доме искусств и Доме литераторов, работал в Отделе информации Петроградского Бюро Коминтерна. В это время Тынянов в основном выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)», «Проблема стихотворного языка», представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» и множество других работ. В те же годы Юрий Тынянов начинает писать профессиональную прозу: романы «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара», рассказ «Подпоручик Киже», переводит Гейне, пишет также сценарии к кинофильмам «Шинель» и «СВД».
В центре повествования об эпохе декабристов (роман «Кюхля») Тынянов поставил «чудака» — фигуру, согласно общепринятым представлениям, нетипическую. Обращение к такого рода фигурам имеет, однако, свою традицию в русской литературе. Вспомним грибоедовского Чацкого, Алёшу из «Братьев Карамазовых» Достоевского, Дон-Кихота Сервантеса. Подобно благороднейшему и наивнейшему Дон-Кихоту предстаёт в романе и Кюхельбекер, чья судьба изображена в её подлинном и глубоком трагизме. Жизнь его предстаёт в романе как странничество, как непрерывное скитальчество. Тынянов ничего тут не выдумывает, он верен правде дошедших да наших дней документов, фактов, свидетельств современников. Избрав героем романа о декабризме явного неудачника, осмеянного при жизни человека, вступившего в тайное общество незадолго до восстания, писатель разглядел в этой фигуре характернейшие черты идейного, духовного облика людей, поднявших восстание 14 декабря. В мечтаниях и метаниях Кюхли, в странностях его поведения, в его судьбе Тынянов обнаруживает резкое, порой эксцентричное выражение того, чем жили и Рылеев с его взрывающимся гневом, и Грибоедов с его тихой злостью, и Чаадаев с его надменностью, и Николай Тургенев с его ораторским пафосом. Сближающая их всех страсть к уничтожению крепостнического рабства у Кюхельбекера, как и другие его страсти, принимает наиболее резкие, быть может, даже аффектированные формы. Тыняновское повествование о декабристе и декабризме, стало книгой о сложных взаимоотношениях человека с историей.
В произведениях писателя, написанных после «Кюхли», своеобразно отразился процесс развития советской исторической, и не только исторической, прозы конца двадцатых, особенно тридцатых годов. Теперь внимание писателей исторической прозы привлекало не только освободительное движение, но и значительные события государственной жизни России, выдающиеся её деятели. Автор «Подпоручика Киже», «Восковой персоны», «Смерти Вазир-Мухтара», участник этого процесса, шёл своим самобытным путём в поисках новых жанров исторического повествования; «Подпоручик Киже» и «Малолетний Витушишников» — гротесковые произведения с язвительно-саркастической интонацией. Эти рассказы: один об эпохе Павла I , другой – о Николае I – основаны на исторических анекдотах, используя которые писатель стремился создать образ эпохи, и это ему блестяще удалось, особенно в«Подпоручика Киже». Роман «Смерть Вазир-Мухтара» повествует о жизни и смерти Грибоедова. Книга охватывает неполный год жизни героя – те месяцы, когда после заключения Туркманчайского мира, в достижении которого он играл первостепенную роль, Грибоедов из России вновь отправляется в Персию уже в ранге посла, Вазир-Мухтара, и там в январе 1829 года погибает. Однако рамки повествование в романе своеобразно раздвинуты. Книга становится многоплановой, представляя нам Грибоедова как преуспевающего дипломата и как художника, чьи новые замыслы никак не могут быть завершены. В итоге книга вырастает в роман о судьбе поколения, о тех, кто готовил декабрьское восстание, пережил его поражение и, пытаясь при этом осуществить свои особые цели, вынужден сосуществовать, даже сотрудничать с победителями. В своих произведениях писатель обращался к таким ситуациям, когда острая взаимозависимость между поворотами в исторической жизни и человеческими судьбами выступает в обнажено-резкой, экспрессивной форме, особенно это характерно для «Смерти Вазир-Мухтара», где главные исторические события в жизни героя романа – подвиг создания «Горя от ума» и восстание декабристов – уже позади. Тынянов пишет роман, в центре которого образ человека, переживающего последствия исторической катастрофы в условиях, для него чуждых и внутренне глубоко враждебных. Гибель автора «Горя от ума» по Тынянову не явилась лишь результатом рокового стечения обстоятельств. Тут с обстоятельствами столкнулся человек определённой биографии, своеобразного характера, сильной воли, которым он не находил достойного применения. В романе он предстаёт как фигура подлинно трагическая, чья судьба и гибель связаны с неразрешимыми социально-историческими противоречиями.