Если через 10 – 15 лет мы будем реагировать на подобные события так же обыденно как звучит вопрос в названии статьи, то это будет огромным достижением для всего народа. Если стройки, подобные Крымскому мосту, будут исчисляться не единицами, а сотнями – значит, мы реально сделали прорыв в экономике. А пока это не так, мы стали очевидцами определённого достижения. Многие «специалисты» аж слюной брызгали, а некоторые и ядом, говоря о невозможности реализовать эту идею. На фоне этих высказываний стройку Крымского моста можно смело назвать ФАНТАСТИЧЕСКОЙ.
Я хочу рассказать историю этой стройки глазами обывателя. Я не читал специальные статьи по стройке. Видел отдельные сюжеты по телевидению и два раза проехал по нему на автомобиле.
Я считаю, что возникла эта идея с мостом в современной истории тогда, когда образовались огромные очереди на паромных переправах. Увеличили количество паромов и отрегулировали систему пропуска на них. Это увеличило проходимость, но проблемы не решило. А когда шторм начинался, то движение вообще останавливалось.
Помнится мне, что и найти фирму, которая взялась бы за стройку, вначале не могли. Видимо ответственные чиновники серьезно напрягли свои «мышцы» в нужном направлении и всё же нашли подрядчика. Вроде ещё и сторговали несколько миллиардов.
Очень впечатлило то, что местность, где планировали стройку, сначала проверяли ученые. Это было связано и с возможными археологическими находками и с обитанием в тех местах редких животных и птиц. Их специально отлавливали и переселяли в другой район, схожий по климату. Археологических находок обнаружили немало.
Сваи забивали для опор до 100 метров в глубину. Некоторые даже глубже. Как я понял, каждую сваю забивали до тех пор, пока она входила в грунт и не упиралась в твердую породу. Выставляли сваи под определенным углом для лучшей устойчивости опоры. Для каждой опоры вбивали 12 свай, если я не ошибаюсь. И каждая опора становилась похожей на стальное дерево с корнями. Этим обеспечивалась устойчивость каждой опоры и моста в целом. И это всё делали на воде и под водой.
Самым завораживающим зрелище, конечно же, была установка арок. Изготовление этих конструкций само по себе невероятное событие.
А монтаж этих огромных конструкций так вообще что-то особенное. Руководство этой стройки ждало 3 дня штиля на моря. А работы производились с точность чуть ли не до миллиметра. Представьте себе, что вдруг начались бы не большие волны, и арки начали бы раскачиваться. А упали бы на глубину – попробуй их потом подними.
Всё сделали чётко и красиво. Там еще по ходу стройки придумывали много инженерных решений, собственно говоря, это своего рода изобретения.
В 2018 году я с компанией ездил в Крым и проезжал по мосту. Я хоть и был за рулем, но рассмотрел в достаточной мере многие детали. Асфальт ровненький, освещение в достаточной мере. Никто не останавливал для проверок. Но контроль по камерам присутствует. По мосту промчались с ветерком, а вот после притормозили из-за строительства дороги уже на суше. Но это уже совсем другая история.