Почему предшественника современного проекта называли «фонарем ужаса» и как его использовали в религиозных целях? Сегодня отправляемся в детство, чтобы заглянуть по ту сторону мультфильмов!
Все мы помним фильмоскопы для просмотра диафильмов – эти милые приборы вызывают массу ностальгических воспоминаний. Но мало кто знает, что подобные приспособления использовали медиумы на спиритических сеансах и даже иезуиты…
Предком диапроектора вполне можно считать устройство под названием «волшебный фонарь». При помощи света он проецирует изображение со слайда на экран или стену. Картинки рисовались на стеклянной основе ручным или печатным способом, а в качестве источника света сначала использовали свечу или лампаду, а затем уже электрическую лампочку.
Вероятнее всего, волшебный фонарь изобрёл голландский физик Христиан Гюйгенс в 1659 году, а одним из популяризаторов аппарата выступил немецкий учёный монах Афанасий Кирхер, написавший в 1671 году книгу «Великое искусство света и тени».
С тех пор представления с использованием фонаря начали покорять мир. Первоначально устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей и проецировали образы на клубы дыма, добиваясь эффекта присутствия в затемненном зале светящихся фантасмагорий. Это вызывало приступ страха у зрителей и дало аппарату ещё одно имя – «фонарь ужаса». Сыграли свою роль иезуиты, которые использовали приспособление для демонстрации верующим ужасов преисподней.
К его помощи прибегали иллюзионисты во время своих представлений и спиритических сеансов, учёные, сопровождая лекции слайдами и привлекая широкую публику и даже политики. Таким образом, волшебный фонарь превратился в своего рода средство массовой информации.
С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике. Теперь его, в месте с такими предками анимации как праксиноскоп, фенакистископ или зоотроп, можно найти в музее мультипликации или в мастерской братьев Васильевых.