Оставшись на яхте один, я еще раз прикинул дистанцию, которую нам предстояло пройти. Посмотрел прогнозы по Windy, RP5 и другим прогнозникам на ближайшие двое суток. В общем и целом, прогноз схожий, а, значит, достаточно точный, можно доверять. Замерил силу ветра ручным анемометром, он показывал 9 с порывами до 11,5 метров в секунду. Это превышало прогнозный в 2 раза.
Посчитал, что выходить в Ладогу нужно сейчас и идти в ночь. Ночью, как правило, ветер ровнее, стабильней, без резких порывов. Прогноз говорил, что ночью ветер будет запад-юго-запад 10 м/с с порывами до 14 м/с, под утро чуть "скиснет" (уменьшится), а с полудня следующего дня задует 13 м/с с порывами до 19 и будет дуть весь день и всю следующую ночь, а послезавтра, вообще, сменится на плохое для нас направление. Кроме того, западный ветер не разгонит слишком большую волну (это плюс), как, например, ветра, дующие с северной стороны озера.
Созвонился и посоветовался с товарищами-яхтсменами. Все подтвердили - идти лучше сегодня.
Планируемая дистанция перехода по Ладожскому озеру до устья реки Свирь ~140 км. Пойдем по traffic separation zone - зоне разделения траффика - фарватер (магистраль), где ходят большие суда. Для безопасности. Некая страховка от ЧП. Срезать не будем. Это укоротило бы наш маршрут на 10 км, всего на 7%, но там нет судоходства, и, случись что, там никто тебя не подберет...
Судя по силе и направлению ветра, мы покроем это расстояние за 14-17 часов, если все будет нормально. То есть, выйдя в 18.00 из "Шлисселя", в устье Свири мы будем в 8 - 11 утра.
Решено, выходим сейчас. Жду парней, когда вернутся. А вот и они. Вон Андрюха с полной канистрой дизеля, Леха с Саньком красиво подкатили на такси, у них полные пакеты провизии, бутыли с водой для танка яхты и питьевой водой. Все занесли на лодку, по-быстрому разобрали по рундукам, залили дизель в бак.
Я собрал всех в кокпите и сказал, что выходим сегодня, сейчас. Ветер не страшный, но и не детский, будет качать. Все идут в первый раз в такой переход, случиться может всякое. Шлиссельбург недалеко от Питера, можно сойти сейчас, если кто-то желает. Следующая остановка - река "Свирь". В большей степени это говорил Алексею, который присоединился в Питере на денек-другой, но уже задержался на три. Да, он мужественно участвовал в постановке мачты. Но не особо понимал, во что «вписывается» сейчас. Все парни твердо ответили, что идём и точка!
Далее символичный инструктаж по поведению на волне в кокпите, на палубе и внутри, порядок действий при возможных нештатных ситуациях. Проговорили и порядок отхода, ветер по прежнему был сильный и навальный.
Завели двигатель, отдали швартовы, я на руле, парни рассредоточились по левому борту отталкивать лодку от баркаса. Отдали швартовы, за исключением кормового, для возможности сманеврировать с его помощью, если что пойдет не так. Дождались, когда пройдет порыв, оттолкнули яхту, дали газ, отошли красиво.
Вышли из бухты на фарватер Невы и тут нас стало сносить течением в обратную сторону, не так грубо, как на Ивановских порогах, но прилично. Течение в истоке Невы неслабое. Втопили полный газ и пошли против течения в Ладожское озеро.
Вообще, говоря "полный газ" имею ввиду режим работы двигателя на 80-85%., чтоб не насиловать его. Этой мощности вполне достаточно и ни разу за весь поход никогда не превышали этого режима. Самый полный 100% газ давали только на Ивановских порогах и всего на полчаса.
Прошли крепость "Орешек". Вошли в Ладогу. Течение почти исчезло и скорость на двигателе возросла до 9-10 км/ч. Первое время шли под мотором - фарватер узкий, с фарватера не уйти, слева и справа мели, расходимся с попутными и встречными судами. Паруса пока не удобны на таком участке.
Через некоторое время прошел дождик, засветило солнце, и ветер исчез. Не по прогнозу. А вокруг красота!
Часов к 9 вечера появился ветер, да и мы к тому времени прилично отошли от берега - с трех сторон бескрайнее "море", лишь сзади еще пока различима тоненькая полоска берега. Поставили паруса. Заглушили мотор.
Идем под парусами, легкий ветер, чистая форда (ветер дует в корму). Тишина, только вода шелестит за бортом. Идем нормально - 8 км/ч. Волна почти не ощущается. Кайф, да и только!
Мы о чем-то болтали, "запилили" прямой эфир в Инстаграмм, пока на телефоне была LTE связь. Настроение у всех приподнятое. Санек рассказывал про свои достижения в парусном спорте. Он с детства занимался на "Луче" - это одно-двух местная парусная лодка исключительно для спортивных соревнований, занимал призовые места. Сегодня ему предстоит в полной мере реализовать свои навыки на яхте побольше.
Солнце закатилось за горизонт. Мы зажгли ходовые огни. Небо плавно гасло. Было не холодно +12-14. Андрюха приготовил ароматный кофе, все с удовольствием погурманили.
Волна час за часом нарастала. Берегов уже давно не было видно. Вода со всех сторон! "Море"!
Вообще, необычное ощущение - нам, городским жителям, наблюдать, как на телефоне по мере удаления от берега пропадает связь: сначала на экране все "палки" (силы сигнала), затем три палочки, две, одна. Через некоторое время у кого-то "нет сети", а у кого-то еще одна "палочка". Но наступил момент, когда у всех телефоны показывали "НЕТ СЕТИ". И связи не будет до самого берега, до прибытия. Неуютно как-то. Лента фейсбука не обновляется. Позвонить нельзя! Никому. Совсем никому! Даже в МЧС, ни «прощай» сказать 🤣Хахаха. Непривычно, однако.
В нашем распоряжении только радиостанция речного диапазона для переговоров с другими судами. Дальность действия ~5 км.
Поэтому нужно нести вахту, четко работать с парусами, четко держать курс, не отвлекаться, следить за обстановкой вокруг, навигационными знаками и судами, следить за картплоттером, компасом. Нельзя допускать нештатных ситуаций, это залог безопасности яхты и оборудования, а, следовательно, нашей безопасности и сохранности жизни.
В 22.30 ветер включили на полную «громкость» и "пошла движуха"! Яхта шла 13 км/ч, пиковая скорость 14,5.
Скорость парусного судна имеет предел, определяемый по сложной формуле в зависимости от геометрии корпуса.
И быстрее расчётной скорости яхта не пойдёт, даже если ветер будет дуть хоть трижды ураганный, не пойдёт она быстрее и все, только нагрузка на мачту будет.
Происходит что: при достижении яхтой своей максимально возможной скорости, при дальнейших попытках увеличить ее за счёт парусов или силы ветра, увеличивается лишь нагрузка на мачту, ванты, паруса. И всё. Если данную излишнюю нагрузку не убрать, ломается мачта, рвутся паруса.
Поэтому, резонным и единственным верным решением является сбрасывать тягу с парусов при достижении околомаксимальных скоростей.
Особенно мачты уязвимы на полных курсах, которым шли мы. То есть, при фордевинде и бакштаге (ветер в корму).
Мы убавили стаксель (передний парус), а скорость почти не поменялась, так и осталась высокой. Значит мы правильно сделали. Уменьшили нагрузку на матчасть.
К полуночи волна была уже приличной. Некомфортно долго смотреть на приборы, укачивает.
Не держась, было не возможно ни перемещаться по каюте, ни стоять, ни сидеть.
Лёха молча понаблюдал за усилившимся ветром и волной и спросил: «А здесь яхты, вообще, ходят»?
«Ходят» - ответил я - «Вчера яхта «Оливия» шла, правда, по Новоладожскому каналу. Может, в августе кто-то ещё плавал по середине Ладоги». Андрюха нервно посмеялся, Лёха почему-то промолчал. 🤣
Вокруг на многие километры, до горизонта не было ни огня, ночное чёрное небо, чёрная вода и никого и ничего, кроме нас на 28-футовой парусной яхте.
Санек был на руле, я на контроле, навигации, приборах. Леха ушёл спать, сказывался побочный эффект таблетки от укачивания. Андрюха некоторое время потусовался с нами, затем тоже ушёл в каюту. Мы с Сашей поддерживали разговор, говорили ни о чем, просто чтоб не уснуть.
Продолжение. Ночь 6 дня. Мы не спим, отрабатываем набегающие волны и порывы ветра.