Рождество - удивительное время. Мы стараемся быть вместе с нашими близкими и, забыв обо всех заботах, с надеждой смотрим в будущее. Это день любви и радости. Время войны разрушило прекрасную традицию семейного торжества. Уже в первые военные каникулы в 1939 году многие польские семьи оставили не одну на рождественском столе, а несколько накрытий для поздних гостей.
Поляки, попавшие под немецкую или советскую оккупацию, праздновали не счастливо. Тем не менее, был большой оптимизм при загадывании желаний и обмене вафлями. «Еще одно Рождество уже в свободной Польше», - было сказано. Те, кто хотел, не знали, что будут ждать много лет.
Маленькая рождественская елка, очень скромный ужин в канун Рождества, великая депрессия и грусть после потери близких и слова «пусть Польша будет свободной ...», повторенные в желаниях
- вспоминал Чеслав Скорупский, солдат 14-й Великопольской пехотной дивизии.
Были также случаи, когда Рождество приносило не радость, а грусть. Как и в случае с семьей священника монсеньора Чеслава Войтыняка, заместителя полевого епископа польской армии, убитого в канун Рождества в советской тюрьме.
Солдаты многих армий, призванные в армию в сентябре 1939 года, также не имели права праздновать мирно. Они были далеко от дома, они могли ожидать нападения Германии в любое время, и у них не было шансов на быструю демобилизацию. В декабре 1939 года на Западном фронте ничего не произошло, и «странная война» продолжалась в лучшем виде . Надежда и улучшение настроения, конечно же, не привели к празднованию мессы за мир папой Пием XII.
Король Георг VI также рассказал о войне, который в своем обращении к британскому народу сказал:
Новый год наступает Мы не можем знать, что это принесет нам. Если он принесет мир, как мы будем благодарны за это. Если это приведет к продолжению борьбы, мы останемся непреклонными.
Всего через несколько дней после Рождества в Англии был объявлен план ограничения питания, который означал, например, введение карточек на мясо . У финнов, которые вели трудную и кровопролитную войну с более многочисленными и лучше вооруженными, чем финская Красная Армия, были беспокойные и печальные праздники.
Рождество 1940 г. Германия побеждает всех!
Следующее Рождество в Европе было еще печальнее, потому что перспектива разгрома немцев казалась далекой. Третий рейх был на пике своего могущества и быстро завоевал последующие страны. 1940 год принес, среди прочего завоевание Дании и Норвегии, а также завоевание Бельгии, Нидерландов и Франции . Многие солдаты были доставлены в лагеря для военнопленных, многие были ранены и находились в больницах, многим никогда не приходилось возвращаться домой, и их помнили деревянные кресты с шлемом наверху и прибитая доска с именем и фамилией.
Для многих заключенных это было первое ужасное Рождество за колючей проволокой в недавно созданном концентрационном лагере Освенцим. Эти дни оказались особенно трагичными для заключенных пенитенциарной компании. Из воспоминаний об узнике Кароле Свенторжецком мы знаем, что немцы установили рождественскую елку на плацу, освещенном электрическими лампами, и поместили под деревьями трупы заключенных, которые умерли от холода и истощения во время работы и во время продолжающейся переклички. Жестокий лагерфюрер Карл Фрицш сказал, что тела, расположенные под елкой, были «подарком для жизни». Он также запретил петь колядки.
Леон Матея, еще один свидетель тех событий, вспоминает:
Сразу в первый год, в 1940 году, мы установили елку в нашем блоке Кранкенманн, украшенную всем, что можно было получить и спеть. Мы пели польские рождественские колядки, бывшие эсэсовцы, был палач Кранкенманн. Я встал на табуретку и провел весь квартал, а немцы сели и снова попросили нас спеть. Особенно никакой еды, которая напоминала бы польский сочельник, в этот день не было. Только воспоминания, плач, тоска по дому, сочельник. Единственное желание было испытать это и выбраться оттуда. Больше ничего Видеть своих близких как можно скорее было единственным желанием, которое бродило по лагерю.
В канун Рождества 1940 года Рудольф Гесс дал немцу сообщение:
Божья благодать обернулась против Англии. Мы продолжаем бороться с верой в превосходную ценность нашего народа. Спасибо Всемогущему, который создал германскую нацию и которая служит этой нации, и тем, кто служит Всевышнему с верой.
В Англии, в отличие от Польши и других европейских стран, канун Рождества не отмечается. Праздники отмечаются с утра 25 декабря, и тогда люди дарят подарки. Поэтому, как и в предыдущем году, рождественская речь короля Георга VI состоялась 25 декабря. Это было уже не так обнадеживающе, как в прошлом году, потому что крупнейший союзник, который был Францией, был быстро побежден, и призрак немецкого вторжения нависал над Англией. Как и Рудольф Гесс, король Соединенного Королевства также обратился к Богу:
Будущее будет трудным, но наши ноги идут по пути победы, и с Божьей помощью мы добьемся справедливости и достигнем мира.
На Рождество немцы больше не обращали внимания на Рождество и возобновили бомбардировки Лондона.
1941 год - конца войны не видно
Сочельник 1941 года также не принес надежды полякам в оккупированной стране и тем, кто вынужден был покинуть свою родину. Немецкая оккупация длится уже более двух лет и не должна была скоро закончиться. Она была все более и более серьезной в то же время. Немцы пытались запугать поляков, организовывая облавы и уличные казни. Зловещие имена "Pawiak" и "Aleja Szucha" были уже хорошо известны . Те, кто находился в заключении в концентрационном лагере Освенцим в то время, столкнулись с еще одним ужасным жизненным уроком. По дороге с работы было убито до 300 крайне истощенных пленных советского коммандос., Сочельник никоим образом не освобождает заключенных от участия в призыве, во время которого они слушали речь папы Пия XII в сильный мороз, кроме того, на ненавистном немце. Еще 42 человека погибли из-за мороза.
Однако немцам не удалось сломить дух заключенных в «хабе» и лишить их надежды на возвращение свободы. Свидетельство Юзефа Ендиха свидетельствует об этом:
Началось пение немецкой рождественской колядки, а затем песня «Бог рождается - власть колеблется», а другие струились, как море, и в финальном аккорде «Мазурка Домбровского» текла. Все долго обнимались, тепло и плакали, и были те, кто громко рыдал . Такой торжественный момент никогда не теряется в памяти. Это Рождество навсегда осталось в моем сердце и памяти.
Капитан Витольд Пилецкий, который захватил белого орла, незаконно ввезенного в лагерь, придал заключенным силы и оптимизм.
Как и в Рождество 1939 года, в домах финнов не было радости из-за продолжающейся зимней войны с СССР, поэтому во время каникул 1941 года все еще отдыхающие, советские граждане, не улыбались счастливо. Успешная немецкая кампания, известная под кодовым названием «Барбаросса», потрясла Сталина, советских генералов и общество в целом. Только зима остановила шествие вермахта в сторону Москвы. Родрик Брейтуэйт писал о жителях Москвы так:
Люди начали покупать новогодние елки, готовились к празднованию. Появились новые украшения - блестящие стеклянные пузыри, флаги, куклы, электрические лампы, силуэты животных из позолоченного картона.
Как и каждый год, король Англии Георг VI дал послание народу:
Никогда еще ни один героизм не сиял больше, чем сейчас, такой как храбрость и стойкость, жертва, привязанность и добрососедская доброта.
1942. Первый луч надежды
Праздники 1942 года были печальными в большей части Европы, особенно в странах, оккупированных Третьим Рейхом, которые были разрушены и использованы всеми способами. Хотя миф о неразрушимой немецкой армии был подорван в далеком Сталинграде, многие уже знали, что к концу войны он был еще очень и очень далеко.
Еще раз узники немецких концлагерей пережили трудный и отчаянный период. На Рождество они не были освобождены от зверств, совершенных нацистами. В Освенциме II-Биркенау немцы организовали общую рождественскую елку. Они приказали убить мужчин под деревом в женском лагере . Кристина Александрович вспоминает это шокирующее событие:
В 1942 году перед Рождеством эсэсовцы украсили для нас елку. В мужской лагерь в канун Рождества было собрано коммандос из мужчин, которому было приказано нести землю в куртках. Тот, кто не собрал ее достаточно, был убит выстрелом. Затем под елкой была заложена целая куча трупов.
Несмотря на ужасные обстоятельства, польские заключенные в Stabsgebaude сумели немного «цивилизовать» это ужасное место. Свечи были зажжены на еловой ветке, найденной и тайно принесенной . Колядки пели во многих лагерных казармах, что вдохновляло и давало надежду на выживание. Сочельник в блоке 18а был религиозным. Заключенный - католический священник получил хлеб от своих собратьев, сделал его хозяином и отпраздновал мессу.
Хуже положение вермахта под Сталинградом означало, что солдаты, сражавшиеся в этом городе с начала декабря, готовились к наступающему Рождеству. Они собирали еду и алкогольные напитки, чтобы Рождество и Рождество отличались от мрачных дней в руинах. Подразделение 297-й пехотной дивизии убило ломового коня достаточно рано, чтобы сделать из него "конскую колбасу" для рождественских подарков . Адвентные венки были сплетены из степной травы вместо еловых веток, а рождественские елки были вырезаны из дерева, чтобы почувствовать домашнюю атмосферу. Командир, который был страстным пианистом, пошел в больничную с бутылкой шампанского, чтобы поддержать раненых. Наполнив чашки, четыре советские ракеты взорвались неподалеку.Вылилось шампанское, и один из солдат на улице был убит, а еще трое ранены. Смертельно раненый солдат пел колядку "O du fröhliche".
Другие командиры также нашли время, чтобы встретиться со своими людьми. Это положительно сказалось на моральном состоянии солдат и дало возможность сделать небольшие подарки. - Командир дивизии вытащил нас из бутылки и принес плитку шоколада, - вспоминает один из солдат, воюющих под Сталинградом.
Рождество 1942 года стало возможностью для другого мошенничества на основе имиджа министром пропаганды Иосифом Геббельсом . Слушая радиопередачу немецких солдат, заключенных в тюрьму в Сталинграде, услышал голос, объявляющий "Ту Сталинград", и через некоторое время хор пел "Stille Nacht, heilige Nacht". Передача была проведена таким образом, чтобы у зрителей сложилось впечатление, что песня спета на Волге . Но, конечно, трансляция транслировалась из берлинской студии и никоим образом не улучшала боевой дух солдат, воюющих в «городе Сталина». Кроме того, в канун Рождества температура упала до -25 градусов, но, как вспоминают солдаты, ночь была "красивой и звездной".
24 декабря 1942 года британские солдаты, сражавшиеся против немецкого Африканского корпуса в Северной Африке, не чувствовали покоя и мира - они вернули себе утраченное положение в Тунисе накануне. Однако приказ был с радостью принят, сказав, что дальнейшее наступление будет приостановлено до конца сезона дождей.
Также американское командование не позволило солдатам отдохнуть на Рождество . В тот день Гуадалканал, принадлежащий архипелагу Соломоновых островов, получил приказ атаковать холмы Остин. Однако американцы были остановлены яростной обороной японцев - всего 500 человек. На следующий день холм был атакован снова, но с таким же скудным результатом, несмотря на артиллерийскую и воздушную поддержку.
Рождество 1943 года. Начало конца?
Еще одно военное Рождество в 1943 году принесло небольшое улучшение заключенным Освенцима. В ноябре Артур Либехеншель занял должность командира основного лагеря, лечив заключенных чуть мягче. На этот раз казни и жестокие психологические пытки не проводились, но впервые заключенным было разрешено получать посылки от своих семей . Полученную пластинку также разделили с евреями, которые не праздновали Рождество, но общее несчастье в лагере было достаточным поводом для совместного празднования. Во многих казармах заключенные по мере возможности устраивали ужин в канун Рождества.
Сочельник в 1943 году, вероятно, был радостным для генерала Дуайта Эйзенхауэра, который по совместному решению Рузвельта и Черчилля был назначен верховным главнокомандующим союзными экспедиционными силами в Северо-Западной Европе. На Дальнем Востоке американцы выполнили несколько миссий бомбардировки японских военных объектов в районе архипелага Бисмарк на Рождество . Первый день Рождества 1943 года многие американские пилоты провели в кабинах своих самолетов, поскольку 86 бомбардировщиков были отправлены со взлетной палубы 2-й группы авианосцев под командованием адмирала Фредерика Шермана, чтобы бомбить японские базы.
В свою очередь, 25 декабря 1943 года советским воинам удалось отрезать железнодорожное сообщение на линии Витебск - Полоцк с Германией. В свою очередь, 26 декабря Красная Армия возобновила второй этап Ораниенбаумской операции - переброску из Ленинграда в Ораниенбаум 2-й ударной армии через воды Невского залива.
Особенно весело праздновался в Лондоне, потому что Королевский флот во время битвы за Нордкапу наконец-то сумел потопить легендарный и опасный немецкий линкор Шарнхорст . С 1968 года члены экипажа были убиты до 1932 года, включая залив контр-адмирала Эриха. Развалина корабля лежит на глубине 300 метров, в 100 морских милях к северо-востоку от Нордкап, в Баренцевом море. Его должность была основана норвежским военно-морским флотом, который столкнулся с крушением в сентябре 2000 года.
Рождество 44 года. Конец близок!
Атмосфера Рождественского ужина 1944 года была совершенно иной. По всей Европе уже было известно, что дни Третьего Рейха сочтены, хотя в Арденнах продолжались кровопролитные бои с немцами , которые провели свое последнее великое наступление. На востоке освобождение ожидалось в ближайшие дни, через несколько недель. Вскоре, 12 января, из Вислы должно было начаться великое советское наступление под названием Висло-Одерская операция.
В Освенциме священник Владислав Грош де Розенбург из Освенцима с молчаливого согласия блока и школьного персонала праздновал полночную мессу в полночь . Женщины из лагеря Биркенау готовили Рождество для детей в больнице. Они сшили около 200 игрушек из материалов, предоставленных заключенными. Два кусочка сахара или карамели прикреплены к каждому. Пакеты были подписаны с именем ребенка. В канун Рождества их раздавал заключенный в костюме Санта-Клауса . В 1944 году заключенная из Биркенау Леокадия Шиманская, находившаяся в лагерной больнице, сделала елку, которая сейчас находится в собрании Государственного музея Освенцим-Биркенау. Она надела польские флаги на платья. Дерево было увенчано польским орлом.
Мы устроили елку в квартале. Мы привезли некоторые с поля, где-то привезли ветви, одели елку и тайно пели рождественские колядки. Вот как это было сделано
- вспоминала заключенная Янина Смутек.
Как и в прошлом году, некоторые заключенные получали посылки от своих семей, но разрешалось получать только небольшие посылки, и их содержимым часто приходилось делиться с сотрудниками комнаты или блока.
На Восточном фронте Красная Армия продвигалась вперед, вытесняя немцев из Будапешта в канун Рождества. Немецким подводным лодкам, отчаянно сражавшимся, удалось в тот день потопить до четырех кораблей союзников. На Рождество 1944 года американцы высадились на Лусоне - главном острове архипелага Филиппин . Впереди были долгие бои за другие филиппинские острова, а позже вкл. для Иводзимы и Окинавы. Немецкие подводные лодки все еще сражались, 25 декабря подводные лодки потопили еще три подразделения союзников.
1945. Послевоенное Рождество
Хотя следующий год принес долгожданное окончание войны, послевоенное Рождество 45-го не дало всем радости и улыбки. Особенно в Польше многие, празднующие за рождественской елкой и рождественским столом оплакивали погибших близких, думали о тех, кто был заключен в лагерях и тюрьмах Убюва, или вспоминали тех, кто после войны не решил вернуться в страну. В Восточной Европе, отрезанной от Запада «железным занавесом», начался еще один, несколько иной период оккупации, который продолжался до 1989 года, но это тема совершенно другой истории ...