Найти тему

Как не утонуть в куче бумаг: лайфхак для молодого учителя

У каждого учителя есть дети, которые из кожи вон лезут, лишь бы получить заветную четвертную/годовую пятерку по предмету, который они знают максимум на 4 с натяжкой.

Рефераты - самый простой и очевидный способ это сделать.

Многие учителя без проблем соглашаются на такой выход - что им, жалко, что ли? И допускают одну из главных ошибок.

Такие ученики есть и у меня. Например, одна девочка с самого начала 2 четверти атаковала меня "я хочу пять, дайте реферат". Причем к уроку она часто была не готова, отвлекалась и болтала, а на контрольных и тестах я каждый раз ловила ее на списывании. После каждой четверки или тройки она подходила ко мне и просила дать ей тему для реферата, а едва завидев в коридоре, подбегала с той же просьбой (одна из причин, почему я почти не выхожу из класса). В конце концов, мне это надоело, я пожалела ее, но больше себя, и сказала: "Вот тебе тема. Неси".

Она и принесла. Распечатанный текст и википедии со всеми подчеркиваниями и ссылками на литературу над словами. Даже фразу "источник не указан ... дней" убрать не догадалась. А ведь таких десятки, на моем подоконнике еще в первой четверти образовалась солидная стопка бумаг.

Как быть?

Выход из ситуации мне подсказала моя коллега, педагог с большим стажем.

Реферат - это отлично, особенно если ученик может его защитить. Берем текст в руки, смотрим на ученика и говорим:

Умничка. А теперь расскажи, о чем здесь написано.

Уже на этом этапе можно понять, как был сделан реферат. Можно, даже нужно позадавать дополнительные вопросы.

Ученик промямлил что-то про название, и на этом познания закончились? 3 за старание и распечатывание текста. Реферат не пропадет, его можно использовать как черновик или бумагу для печати неофициальных бумажек. Да и макулатуру все равно сдавать надо.

Ученик кратко пересказал самую суть? Молодец, хотя бы прочитал, уже 4.

Ученик уверенно ответил на вопросы по тексту? Вот тогда действительно заслуживает 5.

После первой такой защиты у девочки как рукой сняло желание пачкать бумагу. С ее одноклассником тоже сработало, только тот оказался более наглым и сказал, что за урок выучит и придет на следующей перемене. Ну уж нет, дорогой, особенно если сам признался, что перед сном скачал текст с википедии и даже не прочитал.

Во время одной из таких "защит" в классе присутствовал старшеклассник. Он был в шоке и сказал, что прежний учитель ставил 5 за сам факт наличия реферата. Теперь понятно, откуда ноги растут.

Я снижаю оценку, если ученик читает, не отрываясь. Также требую от класса несколько вопросов, это обязательное условие. Не отвечает на вопросы - еще минус балл. Для одноклассников это шанс получить хорошую оценку за интересный вопрос.

Казалось бы, все очевидно, но у многих молодых учителей в первое время в голове каша, очень тяжело сразу выработать четкую стратегию, особенно при большой нагрузке. Совет касательно рефератов простой, но сама бы я точно не додумалась до такого.


Не бойтесь спрашивать совета у более опытных коллег, они обязательно подскажут.

Смотрите также:

Как избежать распространенных ошибок в первый год работы

Как найти работу учителем, если нигде нет вакансий