Совсем скоро настанет день, когда умный бот с нежным, ну, или брутальным (в зависимости от настроения) голосом спросит, надо ли подвести итоги и, проанализировав количество просмотров и перепостов, выдаст самые значимые события в мире ритейла за прошедший 202Х год. Этот рейтинг, основанный на правильных алгоритмах, возможно, будет самым точным, но немножко не моим.
Так что, итоги 2019 будут подведены не искусственным, а эмоциональным и просто интеллектом автора самого гламурного канала о торговой недвижимости, ритейле, трендах и брендах (именно так вы его видите, мои дорогие подписчики). Расставить же веса и раздать медали я предоставлю вам простым, анонимным голосованием. Итак, Retail Summary 2019 by SavA FM выглядит так:
1. "Депо":
Открытие гастро пространства Депо разом изменило жизнь общепита столицы и поселило в умы девелоперов и авантюристов занозу чужого успеха. Все проекты гастромаркетов, фудхоллов и прочие, которые будут выходить на рынок будут вторыми априори, и с этим фактом надо смириться.
2. "Золотое Яблоко":
Долго запрягав, но быстро поехав, эта сеть открытием своего гигантского магазина в ТЦ "Метрополис" всколыхнула не только парфюмерный ритейл, но и всех остальных купцов. Ассортимент на любой вкус и кошелек, грамотная ценовая политика и необычный для массмаркета дизайн магазинов привел к тому, что конкуренты ..., или остались далеко позади.
Первый в практике немецкой семейной компании, привыкшей покупать земельные участки и строить свои собственные коробки, договор аренды - прямое доказательство, что терпение и труд команды девелопера все перетрут.
4. Мосхозторг:
Сеть, ворвавшаяся в 2015 году в премиальный стрит ритейл, и позволившая многим брокерам не умереть с голоду, Титаником пошла на дно. Если все содеянное за 4 года не рассматривать, как обдуманный план отмывки кеша, то вся стратегия компании напоминает исторические действия Александра Македонского. Завоеватель он был великий, а вот управленец никакой. Огромную империю оставил после себя разграбленную, босую и нищую, как и казалось бы крепкие хозяйственники-владельцы Мосхозторга, лишившие людей, проживающих в центре, лампочек и гвоздей .
5. Икеа в ТЦ "Авиапарк":
Подтвердив тренд дефицита времени, шведы своим открытием магазина городского формата усилили позицию ТЦ с самым большим аквариумом.
6. AliExpress&Mail.ru&Мегафон:
Это реально крутое соглашение, которое окажет безусловное влияние на рынок online торговли ближайших лет.
7. Районный центр Ангара, ТЦ Акварель в Пушкино, Novaya Riga Outlet:
Просто классно, что эти объекты открылись в 2019, потому что:
- Ангара: снял определенный скептис, царивший в кругах ритейлеров, что ADG когда-нибудь что-нибудь построит.
Теперь задачей девелопера является не только маркетинговая поддержка проекта, но и транслирование профессиональному рынку, что районный центр -это не торговый центр.
- Акварель: уж слишком тернистым и долгим был путь этого проекта. Пройдя все стадии заморозки и разморозки, он все-таки открылся. Как распределятся потоки между двумя гигантами Глобус - Ашан, и хватит ли на торговую галерею рубля у местного жителя может показать только время.
- Novaya Riga: трендовый формат фешн ритейла + хорошее направление + подтвержденная успехом репутация дала полную заполняемость и лист ожидания некоторых концептов (в частности, общепит, а конкретно бургеры).
8. Dior в Галереях "Времена Года":
Надо обладать определенной смелостью и готовностью принять риск, чтобы начать строительство без подписанного договора аренды. Браво, Лилит Адибекян!
Снос киноцентра на Красной Пресне будоражил СМИ последние несколько месяцев. Как бы не билась общественность, здание снесли на раз-два, не сумев дать достойное предложение ни по архитектуре, ни по инфраструктуре.
10. Дисквалификация топ-5:
Впервые за 20 лет существования международного консалтинга, топ-5 встали в один ряд с небольшими агенствами и независимыми консультантами. Переход профессионалов первой волны из агенств в девелоперские компании, отсутствие постоянных тренингов и программы роста кадров в компаниях с громкими именами привели к потерям позиций в сжатом и конкурентном рынке.
РЕЗЮМЕ:
Подводя свои личные профессиональные итоги, я могу с уверенностью заявить, что 2019 год был для меня результативным, интересным и поучительным. Он подарил мне верных партнеров и надёжную команду, новых клиентов и уникальный опыт. Я погрузилась в абсолютно разные проекты от консалтинговых фантазий на тему ре-концепции МДМ до открытия ювелирного бутика Suzanne Code.
Я бесконечно благодарна своему бизнес-партнеру Евгению, который поддерживал меня и в горе, и в радости, с которым мы съели пуд соли и еще раз убедились, что не все то золото, что блестит.
ПРОГНОЗЫ 2020:
Я не берусь строить прогнозы в мире черных лебедей, но очень хочу, чтобы в 2020 году было больше интересных и стильных концепций в сегменте фешн, профессионального сотрудничества и уважения контрагентов, аргументированных диалогов при бизнес переговорах, бережливого отношения к людям вокруг и миру в целом и достойных комиссий и бонусов.
Прищурив немного глаза, и, улыбнувшись, я предположу, что 2020 будет интересен:
- ростом online торговли во всех сегментах, включая food retail
- городскими парками, которые стали новыми ТЦ
- BIG DATA, что значит не просто модное слово, а сильнейшая манипуляция желания потребителя
- маркетинг ТЦ - это эмоция, которую надо научиться продавать, когда денег мучительно мало
- фабрики кухни & доставка - новый формат общепита
- рост безналичных платежей
- стандартизация в мире фешн (размеры, крой, фасон unisex)