Найти тему
Связь времен

СОЮЗ СПАСЕНИЯ

Попытка рецензии: фильм провалится, потому что у него плохой сценарий. Просто плохой, скучный сценарий…

Итак, мы посмотрели фильм, и мне есть что сказать. У меня масса претензий к историческим неточностям и идеологической составляющей. Но все это можно было бы простить, если бы не главный недостаток.

А недостаток у него – сценарий. Такое впечатление, что с популярным ныне понятием «сторителлинг» сценаристы незнакомы. В два часа они попытались упихнуть три разных сюжета, связанных с восстанием декабристов: собственно, восстание 14 декабря на Сенатской; восстание Черниговского полка и до кучи еще сюжет про тульчинскую управу с Пестелем и Юшневским. Закономерно, что в два часа времени ни одна история не влезла, и в итоге ни одна из них не выглядит именно как внятная интересная история: с завязкой, конфликтами, развитием, какой-то драматургией и развязкой. Они перемежаются и мешаются в общую кашу, в которой бегают и что-то делают десятки неотличимых друг от друга персонажей.

-2

Более-менее похоже из всего этого на «историю» - история Сергея Муравьева-Апостола. Она по-крайней мере имеет завязку, какое-то сюжетное развитие, с героем что-то происходит, и она заканчивается внятной точкой. Поэтому Сергей логично воспринимается, как главный герой фильма. Но, блин, если он – главный герой – тогда почему ему отдана примерно треть экранного времени, а все остальное время происходит вот эта движуха на Сенатской? Ну сняли бы историю восстания Черниговского полка.

-3

История Пестеля, к сожалению, «историей» не является. Это сугубо отрицательный персонаж – но и фиг бы с ним, но проблема в том, что эпизоды с ним – это именно какие-то отдельные эпизоды с отрицательным персонажем, который периодически скрежещет зубами. Они именно во внятную яркую сюжетную последовательность не складываются. Здесь были построения историка Оксаны Киянской, но, блин, у Киянской, Пестель, хоть и отрицательный – но яркий персонаж, вокруг которого куча занимательной движухи происходит. А здесь просто пугало, на которое при этом скучно смотреть, потому что нам не рассказана про него интересная занимательная история, а просто дан персонаж, которым надо ужасаться.

-4

История восстания на Сенатской. Ей в сюжетном плане повезло меньше всего, хотя в плане спецэффектов и яркости – в нее вложено все основное бабло. Там, к сожалению, слишком много неотличимых друг от друга персонажей, причем, что с одной стороны, что с другой. Там примерно 4 персонажа имеют какое-то подобие драматургии и выстроены как персонажи. Это Милорадович (две более-менее сыгранные сцены и развитие внутреннего сюжета), Мордвинов (по крайней мере запоминающийся, в нескольких эпизодах примерно с одним и тем же характером и мотивациями), Рылеев и Николай. О них двоих чуть позже, но мелькающие там все остальные: Оболенский, Панов, Бестужевы, Каховский – именно мелькают в отдельных эпизодах. Про них нет историй, они такая же массовка как остальные.

-5

Рылеев... ну мне традиционно нравится Шагин. Насколько ему позволяет сценарий – он делает персонажа (персонаж мне не нравится, но эта сволочь получилась много ярче сволочи-Пестеля, потому что актер лучше). Но опять же – его история настолько фрагментарна, настолько невнятно прописаны мотивации, что на него приятно смотреть, но так же неинтересно, как и на Пестеля (у которого еще и каша во рту, в смысле плохая дикция).

-6

Николай. Ок, все это могло бы быть снято как «история Николая»: молодого человека, который внезапно оказывается вынужден рулить этим всем, и в тяжелейших условиях, рывком взрослеет и справляется с ситуацией. Она в принципе там даже есть, эта история. Только занимает примерно 50 процентов экранного времени, отданного Николаю. Остальное время он ничего не делает, только глубокомысленно пырится и закатывает глаза. За это время про него перестает быть интересно, драматургия так не строится, нельзя кучу экранного времени показывать деятельного героя, который не делает вообще ничего. Даже если он красивый и пафосный.

-7

…Нет, даже это можно. Минут 5 экранного времени это даже красиво: когда попеременно показывают пырящегося на происходящее Рылеева и точно также пырящегося Николая. Восстание на Сенатской можно было подать как противостояние двух этих героев, положительного и отрицательного. Но нет – это ведь надо продумывать и выстраивать!

В общем, к сожалению, если вы не очень отличаете, кто в этой истории на ком стоял – вы там не поймете ничего, кроме самого общего посыла: «какие-то идиоты попытались замутить майдан, но их приструнили». Все тонкости этого сюжета, и все его герои сольются у вас в один мутный ком – потому что спэцэффекты и картинка там есть, а драматургии и занимательной истории про людей, к которым можно как-то относиться (да хоть бы и ненавидеть) – нет.

Единственное: судя по трейлерам, в которых были эпизоды, которых не было в фильме - нас ждет либо сериал, либо режиссерская полная версия. Возможно там все будет лучше именно со сценарной частью и такой чудовищной каши из персонажей и эпизодов не случится.

Но тот вариант, который в кино - отстой.