Многие из вас наверняка встречались с упоминанием киновари, когда речь шла о живописи и смежных с нею темах. Это вовсе неудивительно, поскольку такой пигмент выразительно-красного цвета, является часто используемым в художественных мастерских.
Киноварь нашла широкое применение в качестве красящего вещества в Древнем Египте, в ранней Византии и Римской империи. Самое же первое использование этого пигмента в составе краски зафиксировано историками на китайской керамике - за 5000 лет до нашей эры.
Русскоязычное "киноварь" происходит от латинского слова "cinnabaris", родословная которого восходит к древнеперсидскому "zinjifrah" - "кровь дракона". Этимология слова оказывается вполне оправданной, если увидеть воочию минерал киновари, напоминающий своими переливчатыми красными оттенками застывшую кровь сказочного монстра...
С химической точки зрения киноварь - природный минерал сульфида ртути (HgS). Несмотря на настораживающие ингредиенты, опасность этого камня часто преувеличивают. Дело в том, что для извлечения свободной металлической ртути, пары которой особо опасны при вдыхании, минерал требуется разогреть до 200 градусов по Цельсию. Такая температура при использовании пигмента для художественных целей исключена, поэтому и в настоящее время краску на его основе активно применяют, к примеру, в канонической иконописи.
Отметим, что в медицине, вплоть до изобретения антибиотиков, киноварь использовалась как эффективное, хотя и небезопасное, средство для лечения сифилиса, а даосские алхимики включали киноварь в состав "эликсира бессмертия". Арабские медицинские трактаты Средневековья описывают киноварь как действенное средство от кожных заболеваний, японские же мастера применяли этот минерал в косметике. Со временем наука пресекла подобные "фамильярности" в отношениях человека с ртутьсодержащим минералом, и сейчас "драконью кровь" можно встретить лишь в произведениях искусства.
Всего Вам интересного!