Лингвосемиотические концепции культуры как текста или языка получили глубокую разработку в рамках исследований представителей Московско-Тартуской семиотической школы.
Согласно концепции выдающегося представителя МТШ, профессора Юрия Лотмана,
«культура в целом может рассматриваться как текст. Однако исключительно важно подчеркнуть, что это сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию «текстов в текстах» и образующий сложные переплетения текстов».
Другой не менее известный представитель МТШ, профессор Борис Успенский полагал, что
«культура предстает как язык или же совокупность языков, распределенных по своим функциям, – что и позволяет говорить о семиотике культуры».
Представленный методологический подход открыл широкие возможности применения семиотических методов исследования к изучению различных аспектов «пантекстуальности» культуры, приблизив таким образом российскую семиотику к парадигме западноевропейского постструктурализма.
Можно даже сравнить указанный подход представителей МТШ с концепцией Жака Деррида, в соответствии с которой в культуре «нет ничего внеположного тексту».
Необходимо, однако, отметить, что подобные модели интерпретации культуры, продуктивные с точки зрения методологии лингвосемиотических исследований, требуют определенной осторожности в отношении их применения в сфере социальной семиотики.
Как весьма точно отметил Р. Шартье,
«было бы ошибкой бесконтрольно использовать категорию текста применительно к практикам (бытовым или ритуальным), чьи тактики и процедуры нисколько не похожи на стратегии производства дискурсов. Это различие очень важно: оно позволяет, по словам Бурдьё, «не подменять принцип, на котором строится практика реальных лиц, теорией, созданной для описания этой практики», или же не проецировать «на сами практики то, что является функцией этих практик [не для их агентов], а для человека, изучающего их как нечто, подлежащее дешифровке».
______________________
Сергей Санников - кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем НГУ
______________________