Как спроектировать бизнес-план за два часа, рассказал преподаватель General Assembly из Калифорнийского университета:Прежде чем приступить к реализации своей идеи, вам нужен план действий. Да, бизнес-планы пугают: в них куча колонок и цифр. Большинство маленьких предприятий вообще не имеют бизнес-плана, но это не значит, что так делать правильно.
Тщательно проработанный бизнес-план — не то, к чему нужно стремиться предпринимателю. Когда идея начнёт воплощаться, то выяснится, что что-то пошло не так, и вы станете подгонять исходные данные под обстоятельства. Поэтому на этапе, когда вы только обдумываете своё дело, стоит сделать базовый бизнес-план. Это набросок, который можно протестировать, а получив первую информацию, уточнять и дорабатывать.Не всё, что вы пропишете в бизнес-плане, сработает, но сам процесс его составления сделает ваше будущее более осязаемым.
1.Ценностное предложение
Ценностное предложение — это то, что выделяет вас на фоне конкурентов. Чтобы его определить, важно ответить на два вопроса:
-Что делает ваш товар уникальным?
- Как это помогает вам добиваться целей?
Представьте, какую проблему клиентов вы решаете или как вы делаете их жизнь легче. Сформулируйте, как именно ваш продукт или услуга улучшают жизнь потребителя. Понимая своё ценностное предложение, гораздо проще определиться со списком конкурентов.Если у вас есть идея бизнеса или уже работающий проект, проверьте его жизнеспособность с помощью списка неудобных вопросов. Очень часто предприниматели боятся на них ответить и признать, что их продукт бесполезен.
2.Цель
При написании плана нужно определиться со своими целями. Чего вы хотите добиться?У вас может быть несколько целей. Возможно, вы стремитесь к финансовой независимости, хотите много путешествовать и при этом рассказывать о том, как туризм негативно влияет на окружающую среду, и искать способы решения этой проблемы.Необходимо не только перечислить все свои цели, но и определить, как вы собираетесь измерять их достижение. Если вы стремитесь к финансовому благополучию, запишите, сколько вам для этого надо зарабатывать через год. Если ваша цель — создание рабочих мест для жителей маленького города, запишите, сколько людей будет у вас работать. Цели должны быть максимально конкретными, чтобы от них можно было отталкиваться при составлении финансовой модели.
3. Какую проблему решает ваш продукт?
Не надо говорить, что он делает мир лучше. Расскажите, как он сэкономит время или деньги клиента, позволит ему найти новых друзей или обеспечит безопасность.
4.Кто ваши клиенты?
Знаете ли вы, сколько им лет, какой имеют доход,какая у них есть проблема и как вы поможете им ее решить? Если ответов на эти вопросы нет, скорее отправляйтесь знакомиться со своими клиентами.
5. Как вы узнали о том, что проблема существует?
Например, лично вам хочется экзотических фруктов,которых в вашем городе нет. Ваш следующий шаг — узнать, есть ли единомышленники . Задавайте вопросы по-умному. Если вы спросите, нужен ли человеку килограмм личи, — скорее всего, он ответит просто «да», «нет» или «не уверен».
6.Каких людей вы опросили?
Две подруги не в счет.Проведите опрос среди ваших потенциальных потребителей. Если хотите открыть пекарню, совмещённый с кофе-баром, то обратитесь к местным жителям в вашем районе в социальных сетях. Если такие заведения уже существуют, пообщайтесь с их посетителями.
7. Какие решения этой проблемы уже существуют?
Чем ваша идея лучше?Анализ конкурирующих предложений — один из самых важных шагов в создании нового продукта. Мало знать, в чём сильные и слабые стороны конкурентов, — нужно еще избежать их ошибок и взять на заметку лучшее, что у них есть и совершенствовать. Но всё-таки ответьте на вопрос, чем именно вы будете лучше.
8. Ваш продукт всё ещё будет нужен через месяц, год или пять лет?Подумайте, что ваш сервис позволяет найти ближайшее место для сдачи мусора на переработку, но Госдума рассматривает законопроект об установке контейнеров для раздельного сбора мусора в каждом дворе страны. Вероятно, ваш бизнес потеряет актуальность.
Партнёры — это группа людей, которые не входят список ваших коллег или сотрудников, но от них во многом зависит успех вашего бизнеса. Это поставщики, инвесторы, СМИ, соседи и общественные организации. Партнёры не поставляют вам сырье и не обеспечивают доставку, но могут дать профессиональный совет, а также поддержать, став вашим первым клиентом или прорекламировав друзьям ваш продукт.
Определите с кем ваша компания будет работать, а с кем нет. А потом опишите ваших клиентов, инвесторов и сообщества.
Продукты и услуги
Что вы производите? Ответив, задайте себе второй вопрос: как ваш продукт или услуга помогают вам добиться целей и не противоречат ли они им? Например, вы хотите открыть завод по переработке отходов, чтобы улучшить состояние окружающей среды, но сам процесс настолько неэкологичен, что в итоге вы вредите природе. Другой пример: вы хотите заработать N денег в год, но ваш продукт позволит вам заработать только половину этой суммы.
Задайте себе три вопроса, чтобы понять, нет ли противоречия между вашим продуктом и целями как предпринимателя:
Можно ли с помощью этого продукта заработать сколько мне нужно? Отвечает ли этот продукт моим интересам? Интересно ли мне будет работать над его развитием? Поможет ли этот продукт повлиять на общество или мир так, как я запланировал?
Профессор маркетинга Лондонского университета и автор бестселлера Breaking Through. Implementing Disruptive Customer Centricity Сандра Вандермерве предлагает другой подход — подумать о том, что вы на самом деле продаёте.В 1990-е годы компания Lego была лидером на рынке игрушек, но дальше случилось неожиданное. Руководители упустили из виду, что дети всё больше увлечены компьютерными и видеоиграми. В компании считали, что они производят игрушки, но на самом деле их продуктом было то, как дети проводят своё свободное время. Lego оставалась лидером на рынке игрушек, но сам этот рынок потеснили другие виды детского досуга.
Подумайте, на каком рынке вы находитесь. Ваш продукт — это не автомобиль, а свобода передвижения; не компьютер, а способ получать информацию и оставаться на связи с другими людьми.
Команда
Какие обязанности будут у сотрудников и как вы будете собирать команду? Ваша компания -больше, чем вы, даже если поначалу вы выполняете функцию человека-оркестра, который днём стоит на кассе, а по вечерам пишет рассылки для журналистов. На определённом этапе вам придётся создать свою команду.
Нарисуйте структуру компании, которая показывает, кто в ней работает, какие функции выполняет и с кем взаимодействует. Одна из главных статей расхода в любом бизнесе — это зарплата сотрудников. Поэтому пропишите рядом с каждой позицией органиграммы ту сумму, которую сотрудник будет получать на руки, и посчитайте, во сколько он вам обойдётся с учётом налога на доходы физических лиц (13%) и взносов во внебюджетные фонды (30%).
Монетизация
Какие у вас будут модели монетизации и что жизненно необходимо для запуска вашего бизнеса? Модель монетизации — это то, как бизнес будет зарабатывать деньги. Не ограничивайтесь одной моделью монетизации, чаще всего у бизнеса их несколько. Подумайте, что ещё может приносить доход, помимо продажи основного продукта или услуги. Например, интернет- медиа размещают рекламу, музыкальные фестивали продают билеты и ищут спонсоров, производители мобильных игр продают пользователям дополнительную силу.
Прежде чем искать деньги на запуск, нужно понять, что для него понадобится: регистрация юридического лица, открытие счёта в банке, ремонт и покупка оборудования, создание сайта или онлайн-магазина. Подумайте, без чего вы сможете обойтись и что сможете получить бесплатно.Как видите, написать бизнес-план достаточно легко. Рабочий бизнес-план может содержать по паре предложений в каждом из шести разделов. Не тратьте время на долгие размышления — запишите конкретные предложения, которые пришли вам в голову, пока вы читали эту статью.
Продуктивного дня.