Важная особенность людей с НФТ — это то, что они ведут себя «глуполениво»: применяют стратегию «Главное — это расслабиться сейчас, и неважно, чего мне это будет стоить завтра!»; сосредотачиваются на исключительно краткосрочном повышении качества своей жизни — краткосрочном расслаблении или вознаграждении; и не думают при этом о намного более тяжелых долгосрочных последствиях.
Применяемый здесь принцип можно четко увидеть в следующих способах поведения:
Кто-то, кто хочет похудеть, съедает мороженое сейчас и после этого недоволен собой. Потом он отказывается с тяжелым сердцем от какой-нибудь другой еды или вообще не достигает своей цели, и постоянно недоволен этим.
Кто-то сейчас выпьет водки, и ему запретят после этого водить машину шесть месяцев — а все потому, что он сейчас решил еще и сесть за руль машины и поехать куда-то.
Кто-то предпочитает поиграть сейчас в компьютерные игры вместо того, чтобы заполнить налоговую декларацию, и вынужден понести после этого большие финансовые убытки, хотя этого бы не произошло, если бы он сразу поручил эту работу налоговому консультанту.
Кто-то не хочет отказываться от предложения завести интрижку на стороне, и ему приходится прилагать некоторые усилия в недалеком будущем, чтобы спасти свой брак или — если его партнер не будет терпеть это — вообще расторгнуть его в будущем.
У кого-то сейчас нет желания усиленно готовиться к экзамену. И в будущем этому человеку приходится отказаться от всех преимуществ, которые ему мог бы принести пройденный период обучения, так как он провалил экзамен.
Этот список можно продолжать бесконечно. Но и по этим примерам поведения становится ясно, что если бы все люди заглянули немного дальше в будущее в момент принятия решения, это принесло бы им огромную пользу.
Чтобы не вести себя в будущем «глуполениво», надо тренироваться учитывать долгосрочные последствия своих сегодняшних решений и действовать «умнолениво»: стремиться к долгосрочной максимизации качества жизни, применяя стратегию «достигать целей с минимальными усилиями».
Многие родители учат своих детей ещё в детстве включать в свои сегодняшние решения будущие последствия и возможности («Чего ты хочешь больше — шарик мороженого за одно евро сегодня или свой любимый комикс за три евро завтра?»). Точно так же и взрослые могут научиться по собственной инициативе чему-то, что им, к сожалению, не рассказали до сих пор — пусть даже это будет и с запозданием. Но нужно учитывать одно важное различие в процессе обучения: ребенок учится планировать цели с установкой на будущее, только если родители остаются последовательны и не покупают ему и мороженое сегодня, и книжку с комиксами завтра потому, что он плакал и сильно просил их, потому что он такой миленький, потому что он был очень послушным, или потому что они хотят, чтобы он любил их.
Взрослые должны учитывать, что последствия их сегодняшнего поведения «гарантировано» наступят завтра. Вероятно, никто из людей в приведенных примерах не поверит, что сумеет предотвратить негативные последствия своего поведения, если поплачет, похвалится своей ценностью или пообещает проявлять уважение и симпатию. Если человек выбрал «стратегию избегания», ее долгосрочные последствия не заставят себя долго ждать. А краткосрочные преимущества быстро пройдут.
Цель изменения: с этого момента мы будем учитывать долгосрочные последствия своих сегодняшних решений.
Девиз такой: прочь от краткосрочной максимизации качества жизни и вперед к её долгосрочной максимизации!