Видовая дискриминация (син.: видовой шовинизм, спесишизм (англ. speciesism, specieism), видовое превосходство, видоцентризм, видизм) — ущемление интересов или прав одного биологического вида другим, основанное на убеждении в собственном превосходстве. Понятие и соответствующая философская концепция возникли и были развиты в работах философов Ричарда Райдера и Питера Сингера. В соответствии с этой концепцией современное человеческое общество осуществляет такую дискриминацию в отношении животных и растений. В соответствии с этой философией, презумпция человеческого превосходства над другими видами неоправданна. [Материал из Вики]
Некоторые люди усматривают связь между спесишизмом и расизмом или сексизмом, объясняя это тем, что корни у всех дискриминации одни. До сих пор не ясно, кто первый придумал проецировать внутривидовые отношения на межвидовые, но факт остается фактом: многие подхватили эту мысль и педалируют термин, сами не понимая своей ошибки. Конечно, можно поиграться понятиями и интерпретировать таким образом, что ущемление интересов или прав одного биологического вида другим, НЕ основанное на убеждении в собственном превосходстве не будет являться спесишизмом. Стоит ли напоминать, что так делают некоторые активисты, прикрываясь еще и веганством.
Естественно, спесишизм не имеет общих корней с внутривидовыми дискриминациями, которые объективно ни на чем не основаны. Спесишизм был и остается одним из базовых механизмов психики здорового человека и обусловлен межвидовой конкуренцией как способе сохранить жизнь своего вида и продолжать экспансию и развитие особей.
Спесишизм нельзя использовать по аналогии с расизмом и прочими -измами, потому что внутривидовые анти-измы подразумевают отказ от дискриминации дискриминируемых групп. В случае с антиспесишизмом это невозможно. Человечество в процессе хозяйственной деятельности и в рамках улучшения инфраструктуры ущемляет интересы огромного количества видов. Соглашаться с применимостью термина — значит попасть в неловкую ситуацию, где придется быть и оставаться спесишистом.
Стратегическое веганство выводит из обращения термин «спесишизм» ввиду его нерелевантности. Он не может грамотно и в полной мере описать границы видовой дискриминации, он не может объяснить, почему ущемляя интересы других видов можно остаться неспесишистом. Стратегическое веганство не пользуется запрещенной магией по лишению логики в наделении одних ярлыком «спесишист» и обелении других, участвующих в таком же ущемлении интересов и убийствах животных. Стратегическое веганство не использует темные заклинания типа «moralis iustificationem» и «moralis apologia». Если проводить сомнительные аналогии, то вряд ли можно найти оправдания ущемлению интересов, использованию или убийству негров ради своего комфорта или для своей кошки и собаки.
Резюмируя.
Чтобы быть последовательным веганом, нужно понимать следующие вещи:
— спесишизм не имеет ничего общего с внутривидовыми дискриминациями;
— спесишизм не может описать и установить рамки видовой дискриминации, т.к. подразумевает полное прекращение ущемления интересов и убийств животных, что в принципе невозможно в рамках межвидовой конкуренции;
— использование термина ставит употребившего его в положение, где он окажется таким же спесишистом;
— все человечество пользуется плодами межвидовой конкуренции и это нормально.
Основные определения и концепция стратегического веганства изложены в статье «Введение в стратегическое (политическое) веганство» и «Основная предпосылка стратегического веганства»
____________________________________________________________________________________________
Автор: Алексей Лютов.
Автор данной публикации не использует в своих трудах переводы зарубежных теоретиков прав животных.