Этот фильм я посмотрела несколько лет назад. И он меня птряс. С тех пор я его не пересматривала, хотя желание такое возникало не раз. Осмыслений хватает и по сей день.
Иуду сыграл Алексей Шевченков и это гениальное мастерство! Тот случай, когда не слишком известный актер настолько точно попадает в роль, настолько глубоко раскрывает суть героя, что преклоняешь перед ним колено.
В мировой и христианской культуре Иуда персонаж отрицательный. Всем известно, что он предал Христа и его имя давно стало нарицательным.
Но, черт возьми, в этом фильме он мне глубоко симпатичен!
Он сомневается, задает неудобные вопросы, ничего не воспринимает на веру, стремится разобраться. Он ДУМАЕТ!
… «- Я не понимаю.... ну тогда я пойду с вами, пока не разберусь в чем тут дело».
- Куда идем?
- Куда Учитель идет.
- Смешные вы все.
- Почему это все? и Учитель тоже?
- Нет, Он как раз нет.
- А мы тогда почему?
- Потому что Он знает куда идет, а вы не знаете.
Он прозрачнее и честнее всех этих благонравных апостолов.
Это он бросается в разъяренную толпу, чтобы отвлечь на себя внимание, чтобы Учитель мог незаметно уйти.
А потом предает его...
Но если все в этом мире по воле Всевышнего, то может и предательство это тоже с Его ведома? Ведь, чтобы воскреснуть и заставить людей поверить в чудо, в Сына Божьего, Иисусу надо было быть сначала убиенным...
И чтобы взобраться на вершину, надо сначала оказаться у ее подножия, то есть в самом низу.
И чтобы выбраться из ямы, надо сначала в нее упасть.
А что если существует необходимое зло?
И бывают ли такие счастливчики, кто рождается сразу на вершине и кому не нужно преодолевать весь этот тяжелый путь?
И счастливчики ли они тогда...
Иуда очень неоднозначный персонаж, но то смирение, с которым он принимает волю Бога, когда понимает, какая роль у него в этом замысле, вызывает уважение.
А может все-таки это не Божья Воля, а воля самого Иуды - желание обогащения, даже если приходится идти на предательство ради этого?
И можно ли тогда выдержать ЭТО в себе, не опираясь на спасительное оправдание - на все Его воля, "ты свою долю принимаешь достойно, а я свою".
И в том, что, в конце концов, Иуда повесился - в этом чья воля? Бога? Его замысел?
Или это воля Человека, который не выдержал мук совести?
А в Иудином "сколько же зла я натворил" - столько оглушающего вдруг! осознания, как будто фонарик выхватывает из темноты это место и оно становится таким явным, таким выпуклым и страшно реальным и как будто единственным в тебе, как будто ты весь состоишь ТОЛЬКО из этого, ведь фонарик высвечивает только это, а вокруг темнота, не разглядеть ничего…
Это про раскаяние, и про ответственность, и про способность самому нести свою ношу, не перекладывая на плечи других.
И это про сострадание, про милосердие, про то, что надо дать себе время, чтобы глаз привык к темноте, и чтобы в этой темноте вокруг светового пятна от фонарика стало различимо что-то другое, из чего состоит человек и в этом другом обязательно есть что-то хорошее, на что можно опереться и в чем черпать силу, для того чтобы нести то, что нести оказывается очень тяжело.
Но почему же он не дал себе этого времени?...
Почему мы ни себе, ни другим не даем этого времени?
Может главное, чему учил Иисус, это не искупление грехов, а милосердие? Ведь понятно уже, что страх наказания никого не держит.
Но возможно ли милосердие без честности? Без честного взгляда на себя, без этого яркого луча фонарика? Который в разные моменты времени высвечивает то божественное, то дьявольское. И все это так рядом, так близко, в одном человеке. Предательство и самопожертвование, добро и зло. Нет однозначно черного и однозначно белого. Есть только луч фонарика, который выхватывает из темноты то одно, то другое. И слава Всевышнему, если по судьбе мне не предложено таких обстоятельств, оказавшись в которых на свет полезет то черное, что есть во мне.
И все-таки последнее слово за мной… Услышать свою душу, через которую с нами общается Бог и сделать свой выбор.
«Ведь служим мы себе, не Господину, а себе, своей душе».