Найти тему

Увидеть свет и создать свой стиль. Заметки о мастер-классе А.Носовского.

«Жизнь прекрасна благодаря свету. Каждый день — это уникальный большой световой спектакль». (А.Носовский, но не дословно).

Кадр из фильма "Вино из одуванчиков" из пространства интернета.
Кадр из фильма "Вино из одуванчиков" из пространства интернета.

Была на мастер-классе "Увидеть свет" фотографа и кинооператора Александра Носовского ("Вино из одуванчиков", "Нулевой километр", "Железнодорожный романс", "Кто, если не мы", "Счастье это..." и др.). Здесь небольшая часть советов, шуток, высказываний, наблюдений.

Если честно, участие в мастер-классе я выиграла вконтакте и даже беспокоилась, что занимаю чужое место. Но все равно отменила всю важную работу. А потом, опаздывая, думала, что для меня это знак, и мне поздно во всех отношениях. Но ведь выиграла (а я крайне редко что-либо выигрываю). И не опоздала.

Процесс подготовки света в стиле "неоновый нуар"
Процесс подготовки света в стиле "неоновый нуар"

Больше, конечно, слушала. С собой был мой старый Никон с постоянным фокусным (50) светосильным (1,4) объективом. Экспериментировала с заданным ico и делала кучу странных ошибок. Но я рискну опубликовать свои фотографии вместе со своими переживаниями на тему света в фотографии и кино.

Наша модель - актриса и режиссер Алина Кикеля
Наша модель - актриса и режиссер Алина Кикеля

По мнению мастера, оператор-фотограф-художник — человек определяющий стиль света в произведении. «Уровень хорошего специалиста — уметь увидеть и снять. Уровень художника — уметь придумать и снять».

Строили композицию, ракурс, свет в первую очередь для мастер-камеры. Но у всех были возможности сделать что-то интересное.
Строили композицию, ракурс, свет в первую очередь для мастер-камеры. Но у всех были возможности сделать что-то интересное.
немножечко из бэкстейджа
немножечко из бэкстейджа

Как все лучшие учителя рекомендовал больше учиться в музеях. Учиться у великих и цвету и свету и композиции. Тренировать взгляд. Воспитывать вкус. И, при всей тонкости и тщательности подхода к делу, прозвучало своевременное напоминание перфекционистам и лентяям, - «очень важная черта профессионализма — не просто сделать то, что нужно, а сделать вовремя».

Фотопроба - изучение ракурсов и рисунка света для конкретной модели.
Фотопроба - изучение ракурсов и рисунка света для конкретной модели.

«Свет повсюду» - говорил мастер, рассказывая о различных сложных современных приборах и о маленьких простых хитростях. Эффекты можно получить из всего, что вокруг. Манипуляция светом — манипуляция настроением. Это важно учитывать, создавая акцент в кадре. От покоя до истерики — все можно сделать с помощью света.

-7

«Хороший оператор знает законы света и делает день из ночи и ночь из дня "на раз"» - и я еще раз понимаю, что я вообще никакой не оператор, но мне нравится идея создания света. Мой блокнот наполнен советами и схемами - знакомыми, но структурированными, и не знакомыми, которые я бы еще долго искала сама. «Не знаете, что делать — светите в стену», «беспроводное легкое современное освещение - камера в руках и свет в руках», «отражать и переотражать больше», «придумывать свет», «не стесняться воровать идеи по наполнению кадра у великих художников». И это малая и не самая практическая часть записей. В мастер-классе полезно побывать.

-8

Согласна с тем, что борьба за правду в кино сомнительна. Кино — не правда сама по себе. Влюбить в героя за 5 минут, а не за 5 дней или месяцев или лет — это задача света в том числе. Снимать героиню с морщинами и прыщами на "настоящем свету" - это не про правду. Это про неумение увидеть и показать свет. И внутренний и окружающий. Если ты не нашел свет, в котором твою модель зритель видит посредством любящего глаза, - то что ты вообще искал и зачем? То есть я за то, чтобы любить реальное, что в реальности и есть настоящая красота. Но что на самом деле является реальным в кино или фотографии? Хотя бы учитывая то, что пленка и экран плоские? И это не самый серьезный вопрос...

-9

Вот, что я подумала про мрачный мистический стиль популярных фотографий, фильмов, сериалов. Возможно, я ошибаюсь. Но я подумала, что рекламу современному стилю нуар (в вариациях) делает современная техника с ее ограниченными возможностями. Цифра пока еще не может так видеть свет, как пленка. Зато она может придумать цвет. Ей легче привить нам вкус к темной мистике и неону, чем порадовать нас высоким ключом… И в итоге большая часть продвинутых блогеров, фотографов просто не любят работать в белом и светлом, искренне считая темное хорошим вкусом. Уверена, когда цифра сможет видеть белое лучше, хороший вкус может очень поменяться.

-10

Вот уже месяц после мастер-класса изучаю творчество операторов фильмов больше, чем режиссеров. Точнее, пытаюсь сопоставлять. Драматические эффекты света «Сванетии» и «Журавлей», например. Был бы знаменитый оператор Сергей Урусевский тем самым Урусевским, если бы режиссером его знаменитых фильмов «Летят Журавли» и «Я Куба» не был бы Михаил Калатозов, придумавший особые эффекты съемки (как оператор) еще для фильма «Соль Сванетии» за 30 лет до фильма «Я Куба», в то время как подобные эффекты создавал величайший художник, фотограф, оператор Эдуард Тиссэ у Сергея Эйзенштейна («Броненосец Потемкин», «Иван Грозный», «Бежин Луг», «Да здравствует Мексика»)?

Как бы пришлось Бернардо Бертолуччи, Роберто Росселлини и Федерико Феллини без Витторио Стораро, Отелло Мартелли...? Какими бы были у Ингмара Бергмана «Земляничная Поляна» и «7 печать» без Гуннара Фишера? А Вонг Карвай создал бы свой романтический неоновый стиль в "Мои черничные ночи", "2046", "Любовное настроение" без художника и оператора Квань Пун-Люна?

Вот пишу все это и понимаю как много еще узнавать, изучать, исследовать, пересматривать. И пересматриваю великие работы Георгия Рербега («Зеркало», «История Аси Клячиной», «Дядя Ваня»...), Вадима Юсова («Иваново детство», «Рублев», «Шагаю по Москве») с новой точки зрения. По кадру и по воздействию. Часто без звука. Их находки в работе со светом и композицией мы видим в самых лучших современных фильмах всего мира.

И я еще раз убеждаюсь в том, что каждый хороший фильм, остающийся в истории, как хорошие картины и музыкальные произведения, - это действительно результат работы группы мастеров, создающих идеи, настроение, атмосферу, свет, музыку и саму энергию. Эта работа, в которой свет в глазах, глубина знаний и значимый опыт приумножаются в группе творцов до бесконечности. Мне кажется, я знаю что это. Я это чувствую мурашками на коже, электричеством в позвоночнике и огнем в животе. И потому весь этот процесс мне так нравится.

А.Носовский на МК в Фотокубе, СПб.
А.Носовский на МК в Фотокубе, СПб.

А пока я вдохновляюсь подсказками и пробую применять и к фотографии и к видео-зарисовкам правило кинооператоров: «Первое, что у нас есть — черное полотно кадра. По нему мы решаем пятна света и цвет». Я думаю о важность фантазийного света. И тренируюсь на натюрмортах.

И еще помню очень важный совет: «Снимайте, больше снимайте тех, кто рядом с вами. Все быстро меняются. И уходят быстро». Любуйтесь близкими и друзьями так, как это можете вы. Чтобы они чувствовали это и любовались. Они и те, кто их любит..

-12
"Портрет эльфийской принцессы на паспорт". Часть мастер-класса. Работа с технологией хромакей... Цвет удалила, не выдержала этого зеленого)))
"Портрет эльфийской принцессы на паспорт". Часть мастер-класса. Работа с технологией хромакей... Цвет удалила, не выдержала этого зеленого)))

Придумайте свой свет. Даже там, где его как будто и нет. Сегодня. Сейчас.

Ссылка на группу А.Носовского в фб, где много интересных советов "Практические основы света"

Наша модель - актриса и режиссер Алина Кикеля и ее фотографы
Наша модель - актриса и режиссер Алина Кикеля и ее фотографы
-15