Найти тему
Михаил Ванеев

Fin Costello - фотограф №1

Эксклюзивное интервью для авторского проекта НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ фотографа Михаила Ванеева

«Фотографирование людей – это всегда процесс отношений между людьми» — Fin Costello.

Fin Costello
Fin Costello

Фин Костелло (Fin Costello) – ирландский фотограф, в мире поп- и рок-музыки такая же легенда, как Michael Jackson, Led Zeppelin, Queen, Ozzy Osbourne, Nazareth или Deep Purple. Сложно даже представить скольким музыкантам и группам посчастливилось попасть в объектив фотокамеры этого мастера.

Каждая фотография или съёмка Костелло – это целая история, будь то работа с Kiss над альбомом “Alive!” 1975 года, когда группа была на грани банкротства и только благодаря его фотографиям они вызвали огромный интерес в Европе и отправились туда в тур, или работа с Оззи Осборном для альбома “Bark at the Moon” 1983 года, когда на подготовку, поиск подходящего помещения, эксперименты со светом ушло около месяца, а сама съемка началась в 11 вечера и закончилась в 6 утра. И все это – ради одного единственного снимка, который в итоге, учитывая все задействованное оборудование в виде 4-х дымовых машин, кранов и осветительных приборов, обошелся в 50 тысяч фунтов…

С фотографиями Фина Костелло я познакомился ещё в середине 70-х, когда во времена железного занавеса единственной возможностью увидеть, как выглядят западные рок-звезды, была фотография, и тогда для меня это, конечно, было важнее, чем знать имя автора.
В то время я даже не подозревал, что когда-нибудь сам стану заниматься фотографией и что на это, в какой-то степени, повлияют именно фотографии Костелло, а пройдет время и я смогу с ним познакомиться и общаться:

Михаил Ванеев: С чего всё начиналось? Как вы пришли в фотографию?
Fin Costello: В 19 лет, когда я закончил учёбу в Лондоне, в то время был очень заинтересован музыкой. Я играл на трубе. Я очень много времени проводил в джаз-клубах, потому что в те времена, в 60-х, не было рок-клубов. Нам всем было по 19-20 лет, было не так много людей, которые ходили в подобные клубы, но среди нас были "Jack" Bruce, Cat Stevens, Mick Jagger. Мы все любили туда ходить, в эти джазовые клубы. В 1969-70 гг. я начал снимать музыкантов и, естественно, среди них было много известных мне людей, с которыми я был знаком уже давно. Когда я учился в колледже, я начал уже тогда продавать фотографии музыкантов и зарабатывать на этом, а после того как я закончил колледж (полтора года я учился в нём) вот тогда я начал уже основательно зарабатывать на жизнь, фотографируя музыкантов. Я начал снимать для различных журналов. Но позвольте мне пояснить я никогда не хотел быть частью «mass media», я хотел быть фотожурналистом, мне нравилось заниматься фотографией.

– Знаете ли вы, что музыкантов, с которыми вы работали, раньше в России мы знали в лицо только благодаря вашим фотографиям?
– Да, я понимаю. Такой отзыв мне знаком. В странах, в которых я работал, например, в Сербии или Греции люди говорили мне то же самое. Они могли видеть тех, с кем я работал, только в журналах или на фотографиях. А с людьми из Германии, Америки, Англии или Японии было немного по-другому.

– С какими группами вы работали в турах?
– Их сотни. Очень много групп, я не смогу всех их вспомнить. Всё началось в 1971-72 годах. Я просто ездил с группами туда, куда они отправлялись. Но одна из первых групп, с которой я отправился в турне, кстати, была Nazareth. Я очень напился тогда. Тогда я научился пить виски.

– Как долго вы были с группами в турах?
– 3-4 дня. С Kiss, Rush, Aerosmith – максимум неделю. Единственное продолжительное турне, в котором я провел 3 месяца, было турне по Америке в 1974 году с Deep Purple.

– От кого обычно поступало приглашение в тур – от музыкантов или от звукозаписывающих компаний?
– Всегда от музыкантов. Я начал работать с записывающими лейблами только к концу 80-х, но в любом случае, если ты работаешь с музыкантами, это означает, что ты работаешь и с лейблами. Но сами приглашения поступали именно от музыкантов.

– Вы подписывали с музыкантами модель-релиз?
– Нет. Никогда (смеётся).

– Вы могли продавать фотографии, которые были использованы в оформлении альбомов?
– Продать фотографию можно было только спустя какое-то время. Была одна группа, с которой я работал, они попросили, чтобы фотография для обложки была эксклюзивной, чтобы нигде она больше не продавалась, ну я так и сделал. А так никаких правил по этому поводу нет.

– Но фотобанки запрашивают модель-релиз.
– Сейчас да, в 70-80-х – нет. И помимо этого я обладаю очень хорошей репутацией и мне этого не требовалось. Если кто и хотел, чтобы я что-то подписывал, то я просто не соглашался на такую работу.

– За какую фотографию вы получили самый большой гонорар?
– (смеётся) В начале, когда я работал с Deep Purple в 1972 году, за фотографию для обложки “Made in Japan” мне заплатили 60 фунтов, а за последнюю работу для UB40 от EMI я получил 30 000 фунтов.

Deep Purple «Made in Japan». 1972
Deep Purple «Made in Japan». 1972

– А как контракт с Kiss в 1975 году за фотографию для альбома «Alive»?
– Не было никакого контракта. Была только устная договорённость с менеджерами. Я вообще до 2000 года не подписывал ни с кем никаких контрактов. В 1975 году, когда Kiss были на грани банкротства и не могли оплатить мою работу, мы устно договорились об оплате с продаж диска. Так же они пообещали, что если пластинка станет золотой, то гонорар удвоится, если платиновой, то ещё раз удвоится. Через три месяца после выхода пластинка стала платиновой, и я купил дом в Коннектикут (США). Никто не был достаточно сумашедшим, чтобы предложить мне такое соглашение. Это была единственная такая договорённость в моей карьере.

KISS «Alive!» 1975
KISS «Alive!» 1975
Kiss и фотограф Fin Costello
Kiss и фотограф Fin Costello

Как строилась работа с музыкантами над фотографиями для альбомов?
— Если вы работаете с какой-нибудь группой, важно понимать не то, что хочет менеджер этой группы, а то, о чем думают и переживают сами музыканты, нужно обязательно общаться с ними. Например, для обложки “Play’n’the Game” Nazareth (мы снимали это в Ванкувере (Канада)), когда ребята играли в покер перед выступлением в тот вечер, мы просто с ними поговорили, и они высказали свою идею, и мы сделали это.

Nazareth альбом “Play’n’the Game” by Fin Costello
Nazareth альбом “Play’n’the Game” by Fin Costello
Ценный подарок для проекта "На сцене и за кулисами" от Fin Costello. Nazareth из фотосъёмки для альбома “Play’n’the Game”.
Ценный подарок для проекта "На сцене и за кулисами" от Fin Costello. Nazareth из фотосъёмки для альбома “Play’n’the Game”.

Важно, что хотят сами музыканты, а не их менеджеры. По большей части, это взаимодействия с самой группой, например, в 80-е я работал с музыкантами, которые в то время любили смотреть гангстерские фильмы и поэтому те фотографии, которые мы делали совместно, отражали настроение гангстерских фильмов, которые они смотрели. Были другие группы, у которых были другие предпочтения, как группа Japan, с которой я работал. Я всегда узнавал, чего хотят сами музыканты, в зависимости от этого мы делали то, чем они горели на тот момент.

– Сколько всего пластинок оформлено вашими фотографиями?
– В 1995 году мы пытались посчитать, получилось около 4-х сотен, а сейчас значительно больше, но сколько – точно я сказать не могу.

– Что из себя представляет ваш фотоархив?
– Большой (смеётся). Сотни тысяч. Я закончил снимать в 2008 году и больше не занимаюсь этим. Я передал Getty Image в Лондоне пять с половиной тысяч роликов ч/б плёнки и, наверное, столько же в цветных.

Фотографии Fin Costello на Getty Image: https://www.gettyimages.co.uk/search/photographer?family=editorial&page=28&photographer=fin%20costello&sort=best#license

– Есть ли у вас награды?
– Да, за лучшие обложки года RUSH, Ozzy Osbourne, Japan.

– Занимались ли вы когда-нибудь обучением фотографов?
– Да, были люди, которые приходили ко мне. В основном, они приходили, чтобы работать у меня ассистентами в студии в Лондоне и это была часть нашего сотрудничества. Они приходили ко мне, чтобы работать, и таким образом обучались. Я даже преподавал в Лондоне в колледже, это было в 80-х. Я думаю, что это очень важно – обучать кого-то своему ремеслу, особенно если ты успешен в этом, передавать свои навыки и опыт. В случае с фотографией – передавать опыт работы в этой сфере искусства. Обязательно нужно кого-то обучать.

– С чего нужно начинать учиться фотографировать людей?
– Конечный результат, когда вы фотографируете людей, зависит от того, как вы относитесь к тем, кого фотографируете и как вы умеете общаться, а не от того какой вы камерой снимете и как обработаете. Фотографирование людей – это всегда процесс отношений между людьми. Поэтому самое важное для фотографа – это умение общаться и создавать нужную атмосферу. А процесс обучения работе с камерой и работе со светом – это просто вопрос практики.

– Что вы думаете о вечных спорах между фотографами по поводу того, какая техника лучше?
– Я могу сказать, что я не технарь. Юджин Смит (William Eugene Smith) в 40-50 гг. снимал не на такие камеры, как снимают сегодняшние фотографы, но это отнюдь не мешало ему делать совершенно замечательные фотографии, потому что, как ты правильно раньше заметил, фотограф должен уметь видеть. Он в этих снимках видел людей. Видел тот процесс, который происходил в жизни. И, помимо этого, он понимал, как строится композиция в кадре, понимал в свете, он умел видеть всё это вместе. Умел видеть сам процесс.

Как мы уже говорили, важна сама финальная фотография, можно хороший снимок сделать и на телефон. Например, вот мой сын занимается кино и недавно был на концерте в Лондоне и сделал совершенно потрясающие снимки на телефон, после этого он их отправил музыкантам. Снимки получились потрясающими, то есть у людей есть, может быть, тенденция научиться пользоваться фотошопом, чтобы скрыть тот факт, что они не умеют делать снимков. Но, в любом случае, плохая фотография – это плохая фотография и неумение фотографировать фотошопом не скрыть.

-8

Fin Costello для проекта «На сцене и за кулисами»

Перевод: Lydia Barross.
Редактор: Валентина Монид.

© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski